Мельникова Л.Л.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В настоящее время положение в музыкальной культуре таково, что вызывает тревогу и опасение: засилье низкопробной поп-музыки в быту практически не оставило возможности, и, как следствие, потребности людей в общении с лучшими образцами мировой музыкальной культуры. Результатом сложившейся ситуации стало снижение общего культурного и нравственного уровня населения нашей страны. Вызывает обеспокоенность и тот факт, что педагоги-музыканты, зачастую, не ставят перед собой задач духовного и эстетического воспитания учащегося, а ограничивают свою деятельность лишь обучением игре на инструменте.
Мысль о воздействии высокохудожественной музыки на духовное развитие личности, о её облагораживающем влиянии на культурный и нравственный облик нации была всегда основной в деятельности выдающихся музыкальных просветителей России. В XVIII–XIX веках музыкальная жизнь протекала в рамках дворцового и домашнего музицирования, деятельности общественных организаций. Музыкально-просветительские идеи провозглашались выдающимися публицистами, музыкальными критиками В. В. Стасовым, А. В. Луначарским, В. Б. Асафьевым.
Важная роль в этой благородной деятельности принадлежит музыкантам-педагогам А. Г. Рубинштейну, М. А. Балакиреву, Г. Я. Ломакину, С. И. Танееву, А. Б. Гольденвейзеру, Г. Г. Нейгаузу, Б. В. Асафьеву, М. В. Юдиной, Г. Н. Рождественскому, Д. Д. Благому и многим другим, проводившим широкую музыкально-просветительскую работу.
Проблемам организации концертно-просветительской деятельности, посвящены работы Б. В. Диментман, Д. Б. Кабалевского, Н. М. Михайловской, Г. С. Фрида. Достоен изучения и применения в музыкально-педагогической деятельности на современном этапе опыт зарубежных музыкальных деятелей: Б. Бартока, Л. Бернстайна, З. Кодая, П. Михеля, Д. Энеску.
Просветительская деятельность получила обоснование в научной и педагогической литературе: О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский, Л. А. Рапацкая, В. Н. Шацкая.
Колледж искусств, музыкальная школа, школа искусств могут и должны быть своеобразными музыкально-просветительскими центрами района, города, посёлка. Силами учащихся и преподавателей возможно организовать концертно-просветительскую деятельность и охватить ею как детскую, так и взрослую часть населения.
Проведение концертов в театрализованной форме, дополнение их вернисажами, предварение исполнения музыкального произведения вступительным словом – всё это помогает более глубокому пониманию эпохи, стиля, замысла композитора слушателями. Такие концерты сочетают информационность с духовно-нравственным воздействием на аудиторию и эстетическим наслаждением.
Концертно-просветительская деятельность необходима и самим исполнителям – учащимся и педагогам. В процессе выступлений они ощущают востребованность своей работы в обществе, возможность влиять на окружающих и приобщать их к музыкальной культуре. На концертах преподаватели наблюдают за проявлением и развитием у учащихся исполнительских качеств, необходимых на конечном этапе работы над музыкальным произведением.
Очень важно привлечь к участию в концертах возможно большее количество детей. Выступление в качестве солиста или участника ансамбля, хора, оркестра, ведущего концерт даёт возможность каждому ученику внести свой вклад в дело музыкального просветительства и проявить свои способности. Вместе с тем, большое количество участников концерта обеспечивает аудиторию, основу которой составляют родные и друзья юных музыкантов.
Участие в концертах преподавателей содействует их профессиональному росту (совершенствованию исполнительского мастерства, пополнению и обобщению своих знаний), пробуждает фантазию и воображение, не даёт замкнуться в рамках профессиональной технологии.
Таким образом, организация концертно-просветительской работы в колледже искусств решает задачу воспитания исполнительских качеств учащихся и приносит большую общественную пользу.
Концепция исследования строилась на следующем убеждении: осуществление концертно-просветительской деятельности в колледже искусств должно в значительной степени способствовать приобщению учащихся и преподавателей к практическому музицированию; формированию исполнительских навыков, необходимых будущему музыканту; воспитанию просвещённого любителя музыки. Организация такой работы предусматривает расширение рамок академических концертов за счёт проведения тематических концертов, циклов музыкально-просветительского характера, осуществления музыкально-просветительских программ.
Участие в концертной работе учащихся и преподавателей всех отделений колледжа искусств даёт возможность ознакомить слушателей с различными музыкальными инструментами, жанрами и формами музыкального искусства, решить на практике задачу синтеза смежных видов искусств и предметов музыкального образовательного цикла.
Планомерная работа по организации и проведению концертов предоставляет возможность реализации просветительских функций, способствующих делу подъёма общенациональной культуры, нравственному оздоровлению населения.
Исходя из вышеизложенного, цель исследования заключалась в теоретическом и практическом обосновании экспериментальной методики организации концертно-просветительской деятельности педагогами колледжа искусств.
Объект исследования: подготовка преподавателей колледжа искусств к концертно-просветительской работе.
Предмет исследования: процесс подготовки преподавателей колледжа искусств к концертно-просветительской работе.
Цель, объект и предмет позволили выдвинуть гипотезу исследования, согласно которой успешная организация концертно-просветительской деятельности в колледже искусств может быть осуществлена, если будет внедрена разработанная нами система методических средств и условий, включающая:
1) последовательное и целенаправленное привлечение к концертной деятельности учащихся и педагогов на всех этапах учебно-воспитательного процесса;
2) проведение зачётов и экзаменов в форме концерта, когда учащиеся ставятся в условия, аналогичные будущей концертной деятельности;
3) реализацию межпредметных связей, выполняющих функцию связующего звена между теоретической и практической подготовкой к концертно-просветительской деятельности.
Цель, предмет и гипотеза определили задачи исследования:
- раскрыть истоки музыкального просветительства, как вида деятельности, рассмотреть базовые компоненты структуры и содержания концертно-просветительской работы в колледже искусств;
- дополнить понятие «профессиональной готовности» в общей и музыкальной педагогике; обозначив качества, необходимые преподавателю для осуществления музыкально-просветительской деятельности;
- раскрыть сущность и специфику реализации межпредметных связей в цикле музыкальных дисциплин, как необходимого условия в организации концертно-просветительской работы;
- провести опытно-экспериментальную работу: разработать содержание, формы, методы, способствующие наиболее эффективному формированию готовности педагога к концертно-просветительской деятельности и проверить их на практике.
Методологической основой исследования являются философские представления о музыкальном просветительстве и его роли в духовном развитии человека и общества (Аристотель, Пифагор, Платон,); опыт организации концертно-просветительской деятельности в материалах и публикациях в области музыкознания и музыкального просвещения (Б. В. Асафьев, Б. В. Диментман, Е. В. Дуков, Д. Б. Кабалевский, Б. И. Краснобаев, А. Б. Луначарский, В. И. Музалевский, П. А. Столпянский и др.); современные тенденции в организации концертно-просветительской деятельности (П. Михель, Г. Н. Рождественский, Г. С. Фрид, Г. Шнеерсон).
Автор опирался на исследования по методологии и методике музыкального образования (Э. Б. Абдуллин, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Д. Б. Кабалевский, В. В. Медушевский, Л. А. Рапацкая, Г. М. Цыпин и др.). Частная методология по организации концертно-просветительской деятельности сложилась в результате изучения научных трудов и практических методических разработок А. Д. Артоболевской, Л. А. Баренбойма, Л. Бернстайна, Д. Д. Благого, В. Б. Голубовской, Б. А. Гольденвейзера, Г. Г. Нейгауза и др.
При решении поставленных задач, обобщении результатов исследования применялись следующие методы:
- теоретическое изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
- анализ современного состояния практической работы по изучаемой проблеме;
- обобщение собственного многолетнего педагогического опыта;
- методы эмпирического исследования (наблюдение, опрос, анкетирование и др.);
- опытно-экспериментальная работа с учащимися и преподавателями колледжа, включающая констатирующий, формирующий и обобщающий этапы, срезы, обследования;
- анализ опытно-экспериментальных данных.
Этапы исследования:
Первый
этап (1998-
Второй
этап (2000-
На
третьем
этапе (2003-
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1) разработана и научно обоснована методическая система формирования исполнительских, концертно-просветительских навыков у преподавателей средствами взаимосвязанности содержания, форм и методов работы в процессе освоения предметов: музыкальная литература, мировая художественная культура, специальный инструмент, ансамбль, аккомпанемент, хор, оркестр, сольфеджио;
2) определено педагогическое значение использования межпредметных связей как средства формирования навыков концертно-исполнительской деятельности (аналитическое изучение и исполнение музыкальных произведений в единстве образно-эмоциональных и стилистических моментов);
3) выявлены и экспериментально проверены наиболее эффективные методы (изучение музыкальных произведений, интонационно-образный анализ, словесные методы обучения и др.) и формы работы (чтение книг о музыке, музыкантах-исполнителях; составление сценария концерта в контексте стиля эпохи, проведение репетиций), обеспечивающие продуктивное развитие исполнительских и концертно-просветительских умений).
Теоретическая значимость состоит в следующем:
1) разработано содержание концертно-просветительской деятельности преподавателей колледжа искусств как в общепедагогическом плане, так и применительно к специфике музыкально-педагогической деятельности (формирование исполнительских, организационно-коммуникативных и других умений);
2) установлено влияние комплексной музыкальной деятельности, синтезирующей предметы музыкальных дисциплин колледжа искусств, на формирование концертно-просветительских умений преподавателей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методическая система организации концертно-просветительской деятельности даёт возможность преодолеть оторванность музыкального обучения от практического музицирования («сухие» академические концерты не заменяют радостного общения с музыкой и слушателями на открытом публичном концерте).
Концертная деятельность оптимизирует процесс обучения в колледже искусств и стимулирует активную домашнюю работу учащихся, повышает их эстетический уровень, ориентирует на будущую профессиональную деятельность или активное любительское музицирование.
Организация концертной деятельности даёт возможность колледжу искусств осуществлять просветительские функции в городе, посёлке, районе.
Предложенная методика организации концертно-просветительской деятельности позволяет дополнить содержание курсов методики преподавания музыки учащимся колледжа искусств, музыкальных училищ, детских музыкальных школ и школ искусств. Представленная в исследовании тематика концертов ориентирует преподавателей на организацию внеклассных форм работы.
Достоверность и объективность результатов исследования: научные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, основываются на изучении опыта организации концертно-просветительской деятельности прошлого и настоящего, научных данных по этому вопросу, определении форм и методов исследования, изучении и анализе результатов эксперимента и применений его основных положений в практической деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе проведения опытно-экспериментальной работы в Норильском колледже искусств. Результаты исследования нашли отражение в ряде публикаций.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Концертно-просветительская деятельность является неотъемлемой частью русской музыкальной культуры. Своеобразным музыкально-просветительским центром может стать колледж искусств, что особенно актуально для небольших отдалённых от центра городов. Силами преподавателей и учащихся возможна организация широкой концертной деятельности среди детского и взрослого населения, влияющей на их духовное и нравственное совершенствование.
2. Процесс организации концертно-просветительской деятельности должен протекать в условиях практического музицирования, необходимого будущим музыкантам-профессионалам и любителям музыки. У первых в процессе выступлений формируются исполнительские навыки, у вторых – потребность в постоянном общении с музыкой.
3. В концертно-просветительской деятельности необходимо синтезировать содержание занятий по музыкальным дисциплинам (специальный инструмент, ансамбль, аккомпанемент, хор, оркестр, музыкальная литература, мировая художественная культура, сольфеджио). Такая подача материала способствует более глубокому проникновению в содержание исполняемого музыкального произведения, пониманию стиля, эпохи, в которой жил и творил композитор.
4. Активизации процесса концертно-просветительской работы средствами синтезирующей музыкально-педагогической деятельности способствуют:
- творческий характер педагогической деятельности, постоянное совершенствование исполнительского и лекторского мастерства преподавателя;
- система методов изучения музыкальных произведений, включающая интонационно-образный анализ, словесный метод обучения, сравнение интерпретаций различных исполнителей, показ исполнительского варианта самим преподавателем и др.;
- использование различных форм музыкального просветительства, способствующих формированию исполнительских и лекторских навыков: домашние, классные, отчётные, тематические концерты; циклы концертов и просветительские программы для учебных заведений, предприятий города;
- составление сценария в контексте стиля эпохи, чтение книг о композиторах и выдающихся исполнителях, слушание музыки, проведение репетиций к концерту.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, методических рекомендаций, списка литературы и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В первой главе – «Возникновение, становление и развитие музыкально-просветительской деятельности», состоящей из четырёх параграфов, рассматриваются истоки музыкального просветительства, его становление и развитие в Западной Европе и России прошлого и настоящего времени.
Основы музыкального просветительства, сформированные в Древнем мире (Платон, Аристотель, Пифагор), изначально выполняли эстетическую, этическую и общепедагогическую функции, находящиеся в единстве с организацией музыкального образования. Главной задачей в музыкальном воспитании древних греков было не столько овладение знаниями и навыками или способностью виртуозного исполнения, сколько нравственное усовершенствование человеческого духа. Осознавая важность задачи, Аристотель считал, что музыкальное образование и воспитание должны быть предметом заботы государства.
Изучение научных трудов Б. В. Асафьева, Б. И. Краснобаева, Б. В. Левик, В. И. Музалевского, Л. А. Рапацкой, К. К. Розеншильда и др. свидетельствует, что становление музыкального просветительства, как вида деятельности, происходило в Западной Европе.
В Средневековье музыкально-просветительская деятельность носила религиозный характер, но в эпоху Возрождения музыкальное искусство отделялось от клерикального и приобретало светский характер, причём его роль в воспитании и просвещении ценилась как философами, так и богословами. Разнообразными формами музицирования славилась Италия. На площадях города разыгрывались оперные представления для простого люда, в помещении церквей и соборов для прихожан устраивались концерты, появлялись кружки и сообщества любителей музыки.
Многообразием музыкального быта отличалась Англия XVII – XVIII веков. Простые горожане и вельможи пели и играли на скрипках, гитарах, цитрах. В городских клубах и домах зажиточных любителей музыки рождались хоровые коллективы, устраивались концерты артистов-профессионалов. В продаже появились сборники сольных, хоровых песен, инструментальных пьес, учебные пособия по теории музыки; издана первая в Англии музыкально-педагогическая энциклопедия Томаса Мэса.
XVII век переносит нас во Францию – родину просветительских идеалов. Образованные мыслители М. Вольтер, Ж. Руссо, Д. Дидро видели главную задачу своей деятельности в просвещение народа. Большое значение придавалось и музыкальному просвещению. Ж. Руссо, в частности, требовал от своих учеников не только знания, но и сочинения музыки. Париж XVIII века был центром концертной жизни Европы, где играли лучшие музыканты и оркестры, устраивались платные публичные концерты, доступные широкой аудитории. В артистической жизни Парижа первой половины XIX века большую роль играли литературные и художественные салоны, где собирались виднейшие писатели, поэты, художники, композиторы и артисты. Здесь музыканты уже не просто развлекали публику, а выполняли роль авангарда парижского художественного движения.
Широкое развитие получила профессиональная концертная жизнь, протекавшая в стенах аристократических салонов Вены XVIII века. Традиции домашнего музицирования были характерной частью семейного уклада.
В XVIII веке начались публичные концерты в Лейпцигском Гевандхаузе, значительно повлиявшие на уровень музыкальной культуры в Германии. В XIX веке музыка из салонов и залов для избранных почитателей музыкального искусства вышла в большие помещения и стала доступной демократической публике. Образовались музыкальные кружки и общества, основной контингент которых составили студенты, ремесленники, интеллигенция.
Задачу музыкального просвещения масс ставили перед собой многие выдающиеся музыканты и композиторы. В Германии эту миссию взял на себя Ф. Мендельсон. Просветительская направленность его деятельности сказалась на организации и проведении серии исторических концертов, в которых были исполнены произведения от И. С. Баха до современности. Выдающийся просветитель принимал участие в музыкальной жизни средних классов. Помогая хоровым кружкам в Дюссельдорфе, он содействовал общему росту музыкальной культуры, серьёзной заинтересованности музыкальным искусством широких слоёв бюргерства и интеллигенции.
Ф. Листа можно по праву назвать одним из первых величайших музыкальных просветителей в Европе. Своей основной задачей в грандиозных концертных поездках по Европе Ф. Лист считал популяризацию лучших образцов музыкального искусства в массовой аудитории
Расцвет
музыкального
просветительства
связывают с
Россией, где
к XIX веку
музыкальная
жизнь
приобрела
массовый,
демократический
характер.
Концертная
организация
«Русское музыкальное
общество»,
созданная А.
Г. Рубинштейном,
ставила
перед собой
задачу
сделать
серьёзную
музыку
доступной
большим массам
публики. В
Достойную лепту в дело музыкального просветительства внесли и русские меценаты М. П. Беляев, С. И. Мамонтов, поддерживавшие искусство и участвовавшие в его развитии, созидании.
Традиции музыкального просветительства, сложившиеся в Западной Европе, перенесённые на почву русской культуры, дали благодатные всходы. В России они приобрели более демократичный и массовый характер, ориентировались на пропаганду западноевропейского и современного отечественного искусства. Однако, величайший музыкант-просветитель П. И. Чайковский считал, что в деле музыкального просветительства недостаточно одних частных инициатив, попечение о нём должно взять в свои руки правительство.
В первое послереволюционное десятилетие молодая страна Советов в число важнейших задач поставила задачи просвещения рабочих и крестьян. Для решения задач развития профессионального музыкального образования и музыкально-просветительской деятельности в Наркомпросе был создан специальный музыкальный отдел. В Петербурге, а затем в Москве открылись Народные школы музыкального просвещения, в которых преподавали такие музыканты, как: Л. В. Николаев, В. В. Софроницкий, В. Н. Цыбин, Г. И. Амосов, Б. В. Асафьев, В. Г. Каратыгин, Ф. М. Бронфин, И. В. Немцов. Требования к школе заключались в том, что музыка не должна замыкаться в стенах школы, а выходить за её пределы, нести музыкальную культуру в массы.
Просветительской идеей была пронизана деятельность профессиональных музыкантов-исполнителей. Студенты и преподаватели отдавали много сил массовой клубной работе, регулярно выступали с лекциями-концертами в рабочей, красноармейской, вузовской аудиториях. Так, в 1965-1966 учебном году в Московской консерватории работали пять университетов и факультетов музыкальной культуры и девять лекториев. Большой популярностью пользовался «Московский университет музыкальной культуры для детей и юношества».
Зарождались прекрасные традиции музыкального просвещения детей и юношества в больших и маленьких городах России, где проводились для них бесплатные концерты-лекции. Примечательно то, что сам А. В. Луначарский участвовал в таких концертах с вступительным словом, где говорил о задачах музыкального просвещения, о сущности, идее и образе исполняемого произведения.
Просветительские традиции были продолжены в 50-е годы деятельностью виднейших педагогов-музыкантов Н. Л. Гродзенской, Д. Б. Кабалевского, В. Н. Шацкой. Их объединяло осознание того, что надо учить детей любить и понимать музыку. В поисках новых форм и методов просвещения большую роль сыграла деятельность Шацких Станислава Теофиловича и Валентины Николаевны, которые с группой единомышленников образовали колонию "Бодрая жизнь". Здесь в жизни детей большое место занимало искусство: музыка, живопись, театр. По субботам устраивались музыкальные вечера. Исполнение произведений предварялось рассказом о композиторах и их творчестве. Примечательно, что просветительскую работу среди крестьянского населения вели не только педагоги, но и сами дети.
Одним из важнейших центров музыкально-просветительской деятельности в советское время являлся Союз композиторов. Живую заинтересованность и участие в деятельности детских музыкальных коллективах принимали С. С. Прокофьев, И. О. Дунаевский, Д. Д. Шостакович, З. А. Левина, Н. Н. Раков. Большой популярностью пользовались музыкальные вечера, проводимые в Доме композиторов А. И. Островским. В Колонном зале Дома Союзов ВЦСПС по инициативе Д. Б. Кабалевского был организован цикл симфонических концертов "Музыкальные вечера для юношества». Здесь задачей вступительных бесед было не только знакомство слушателей с исполняемыми произведениями, но и показ их связи с историей и смежными видами искусства, раскрытие их эмоционального настроя и многообразных жизненных связей.
Задачу пропаганды классической музыки ставил перед собой "молодёжный музыкальный клуб", созданный при Союзе композиторов в 60-е годы Г. С. Фридом. Здесь звучали все стили и направления музыкальной культуры; всё сопровождалось разговором, размышлением, спором, обсуждением вопросов истории, теории музыки. Руководитель клуба ратовал за участие в концертно-просветительской деятельности не только профессиональных исполнителей, учащихся и преподавателей музыкальных заведений, но и любителей музыки, участников художественной самодеятельности.
В 1961г. при Правительстве СССР была создана комиссия по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества, где в числе многих задач большое значение уделялось музыкальному просвещению. В специальных брошюрах давались рекомендации по проведению музыкально-просветительских мероприятий для детей младшего, среднего и старшего возраста. К ним прилагался примерный репертуарный и литературный список. До наших дней сохранилась традиция проведения "Всесоюзной недели музыки для детей", музыкальных вечеров, собраний, клубов. Программы этих мероприятий отличались не столько развлекательным, сколько развивающим характером.
Традиции музыкально-просветительской деятельности концертирующих музыкантов в России, берущие своё начало от великого пианиста А. Г. Рубинштейна, были продолжены известными советскими музыкантами. Среди самых известных: концерты Д. Д. Благого, с его мягкой и доверительной беседой; передачи с участием пианистов (А. Г. Скавронского, Л. Н. Оборина, Я. В. Флиера, В. В. Горностаевой), дирижёров (Г. Н. Рождественского, Е. Ф. Светланова, Е. А. Мравинского), композиторов (А. И. Хачатуряна, К. А. Караева, Р. К. Щедрина). Спустя некоторое время, по инициативе А. Г. Скавронского, аналогичные беседы-концерты стали проводиться и в детской аудитории.
Значительный вклад в дело музыкального просветительства внесли зарубежные музыканты. В числе самых известных миру – выдающиеся композиторы Б. Барток, З. Кодай, Д. Энеску, видевшие главную цель своей творческой деятельности в приобщении широчайших масс к большому искусству, формирующему духовное здоровье и сплочённость нации. Большой популярностью в США пользовался цикл концертов-бесед «Концерты для молодёжи» Л. Бернстайна, адресованный самой неподготовленной, юношеской аудитории в возрасте от 12 до 18 лет. Интересны идеи П. Михеля (ГДР) касающиеся формы проведения концерта. Изучение зарубежного опыта организации музыкально-просветительской деятельности помогает обогащать и совершенствовать современные формы и методы её осуществления.
В диссертации автор анализирует просветительскую деятельность современной России на примерах работы Московской государственной академической филармонии, деятельности выдающихся музыкантов (С. Т. Рихтер, Ю. А. Башмет, Г. Н. Рождественский и др.), телевизионного канала "Культура", журналов «Музыкальная жизнь» и «Музыкальное просвещение», благотворительных фондов.
Исторический обзор становления и развития музыкального просветительства позволяет сделать следующий вывод: этот вид деятельности с самого своего возникновения тесно связан с вопросами воспитания, образования, этики и эстетики. Особенностью этого процесса является тот факт, что музыка оперирует художественными образами, обращается к чувствам людей и, вследствие этого, обладает возможностью их нравственного очищения. Специфика его – в добровольной инициативе исполнителей и посетителей, в стремлении к самообразованию.
Своим рождением музыкальное просветительство обязано Западной Европе, а расцветом – России (особенно, её Советского периода). Благодаря государственной поддержке в процесс музыкально-просветительской деятельности вовлекаются все музыкальные организации и заведения, концертирующие музыканты и педагоги, студенты и учащиеся музыкальных школ. Музыкальной пропагандой охвачены практически все слои населения. Не случайно, что именно в советское время, когда была создана богатая музыкальная атмосфера множеством любителей этого вида искусства, в стране появляется огромная плеяда выдающихся музыкантов-исполнителей, педагогов и композиторов. Это наблюдение позволяет сделать следующий вывод: результаты музыкально-просветительской деятельности сказываются как на общем культурном и духовно-нравственном уровне населения, так и на появлении в этой среде талантливых музыкантов-профессионалов.
Изучение исторического опыта становления музыкально-просветительской деятельности даёт возможность глубокого понимания его сущности, назначении в обществе и роли в формировании духовного облика человека. Знакомство с существующими формами и методами организации концертно-просветительской работы помогает обосновать и реализовать на практике основные положения методики по избранной теме, является стимулом к творческой фантазии в этом виде деятельности.
Вторая глава – «Процесс профессиональной подготовки преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительской деятельности».
В диссертации раскрываются: понятие «готовность» в аспекте педагогической деятельности, базовые компоненты структуры и содержания готовности к организации концертно-просветительской деятельности. Рассматривается ряд принятых в философии, педагогике и психологии трактовок понятий «готовность» и «деятельность», их связь и взаимозависимость. Определив структуру и содержательные компоненты «готовности к организации концертно-просветительской деятельности», автор определяет сущность и принципы её формирования у преподавателей колледжа искусств.
В настоящее время существует множество трактовок понятия «готовность». Ведущие учёные (М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин и др.) определяют готовность, прежде всего, как явление комплексное; её составляющие подчинены элементам той деятельности, показателем успешного осуществления которой она выступает.
Наиболее удачным применительно к концепции подготовки преподавателя музыки к организации просветительской деятельности представляется определение понятия «готовность», данное З. В. Румянцевой, характеризующей готовность как интегральное образование профессионально-значимых качеств личности, имеющее сложную структуру, включающую ряд компонентов.
Изучение вышеупомянутых научных трудов приводит к выводу: профессиональная готовность есть результат подготовки к определённому виду деятельности, и представляет собой целостную систему профессионально необходимых качеств личности, включая особое психическое состояние и желание участия в данной деятельности. Ключевое значение в подготовке учителя любой специальности имеет опора на принцип профессионально-деятельностной направленности в работе. Таким образом, понятие «готовность» являет собой синтез профессионально необходимых качеств педагога-музыканта, проявляющихся в деятельности.
Рассматривая готовность педагога-музыканта к организации музыкально-просветительской деятельности как интегральное образование профессионально значимых качеств личности, определяем содержание компонентов готовности к ней:
- психологический, связанный с положительной мотивацией музыкально-просветительской деятельности;
- познавательный, предусматривающий достаточно высокий уровень знаний о музыке и стремление к его пополнению и обновлению;
- практический, предполагающий наличие профессиональных умений и навыков (организаторских, лекторских, исполнительских), которыми необходимо владеть при осуществлении концертно-просветительской деятельности.
Изучение научной и методической литературы, многолетний опыт работы в системе колледжа искусств позволил провести всесторонний анализ концертно-просветительской деятельности и выделить ряд знаний, умений и навыков, особо значимых для осуществления её преподавателями. Определены качества и умения, необходимые для осуществления концертно-просветительской деятельности. Среди основных:
- потребность к творческой работе и самообразованию;
- сочетание педагогической и исполнительской деятельности;
- анализ исполнительских возможностей участников предполагаемого концерта;
- выбор актуальной темы концерта;
- подбор и дидактическая переработка теоретического материала;
- овладение речевыми навыками;
- составление сценария и программы концерта;
- решение организационных вопросов, связанных с проведением концерта;
- освещение в прессе событий концертной жизни колледжа;
- овладение элементами менеджмента и маркетинга в культурно-просветительской деятельности.
В диссертации даётся анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме художественно-эстетического восприятия музыкальных произведений, подчёркивается большое значение реализации межпредметных связей в её решении. В классической педагогике идея межпредметных связей родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала. Великий дидакт Я. А. Коменский пришёл к идее всестороннего обобщения знаний, к их взаимосвязи, без которой невозможно познание причинно-следственных связей и отношений явлений и предметов объективного мира.
Идея обобщённого познания, как метода «нахождения истины», у Дж. Локка сопряжена с определением содержания образования, в котором один предмет, по его утверждению, должен наполняться элементами и фактами другого, а общее образование совмещаться с прикладным.
И. Г. Песталоцци, пропагандируя идеи развивающего обучения, на большом дидактическом материале раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов.
Наиболее полное педагогическое обоснование дидактической значимости межпредметных связей дал К. Д. Ушинский. В книге «Человек как предмет воспитания» он исходит из теории различных ассоциативных связей (по противоположности, сходству, времени, единству места и т.д.), отражающих объективные взаимосвязи предметов и явлений. К. Д. Ушинский оказал огромное влияние на последующее осмысление проблемы межпредметных связей в работах педагогов В. Я. Стогонина, Н. Ф. Бунакова, В. И. Водовозова и др.
И. П. Павлов считал, что физиологическим механизмом усвоения знаний является образование в коре головного мозга сложных систем временных связей. В психологическом плане ассоциаций – это связи между всеми формами отражения объективной действительности, в основе которых лежат ощущения.
Согласно И. М. Сеченову, мышление есть качественно новая высшая форма отражения. В результате процесса абстрагирования отвлечённое мышление приближается к действительности, точнее отражает её, глубже познаёт.
К настоящему времени накопилось ценное наследие разработки этого вопроса в трудах А. В. Петровского, В. К. Белобородовой, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского, М. Г. Ярошевского, Л. С. Выготского, Е. В. Назайкинского, В. В. Медушевского. Кардинальным условием, обеспечивающим восприятие и понимание произведения искусства, является его связь с жизненным опытом, в сочетании с образностью и эстетической эмоциональностью.
Процесс диссоциации и ассоциации воспринятых впечатлений лежит в основе абстрактного мышления и имеет огромное значение для всей творческой работы человека над осознанием музыкального образа. Велика роль абстрактного мышления в восприятии музыкальных произведений, где большую помощь оказывают межпредметные связи. Анализ психолого-педагогической, методической литературы по вышеназванной проблеме (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский) показывает, что в основе системного подхода к её решению лежит принцип целостности.
На концертах, используя произведения литературы, исторические рассказы, образцы живописи, архитектуры, костюма и т. п., мы предоставляем слушателям возможность репродуцирования исторической обстановки, тех или иных художественных течений, круга образов, характерных творческому облику определённого композитора. Это является основой комбинирующего вида воображения слушателей при их знакомстве с новыми музыкальными произведениями.
Так, например, в процессе подготовительной работы к концерту «Могучая кучка» составлялись рассказы, освещавшие истоки демократического подъёма в России второй половины XIX века. Музыка М. П. Мусоргского – драматурга, историка ассоциировалась с картинами И. Е. Репина («Бурлаки на Волге», «Крестный ход») и В. И. Сурикова («Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»), с поэзией Н. А. Некрасова. Мир сказочных и легендарно-мифологических образов Н. А. Римского-Корсакова, с его сценами народных игр и обрядов, картинами природы созвучен поэтической сущности русского народа, выраженной в картинах Н. К. Рериха, в творчестве народных умельцев Палеха. Образно воспринять «Богатырскую симфонию» А. П. Бородина позволила экспозиция из картин В. М. Васнецова («После побоища Игоря Святославича с половцами», «Три богатыря»), фрагменты «Слова о полку Игореве». Ощутить прелесть произведений Ц. А. Кюи – «акварелиста в музыке» помогло впечатление от просмотра пейзажей А. К. Саврасова, А. О. Куинджи.
Автор останавливает своё внимание на эмоциональной связи воображения и реальности, проявляющейся двояким образом: 1) как стремление эмоции воплотиться в образы, созвучные настроению; 2) как рождение чувства в результате воздействия художественных образов. Связь между прослушанными музыкальными произведениями и впечатлениями, выраженными в детских рисунках мы выявили в концертах: «А. А. Гречанинов. Детская музыка», «Р. Шуман. Альбом для юношества». Поэтический текст, предпосланный каждой пьесе цикла «Сказки матушки Гусыни» М. Равеля помогал рождению фантазии, чувства в восприятии сказочных образов, воплощённых средствами музыкального искусства.
Е. В. Назайкинский утверждает, что ассоциации представлений – один из необходимых элементов полноценного эстетического восприятия произведений искусств. Приём «погружения в эпоху» с использованием элементов театрализации позволяет объединить в концерте предметы цикла единой темой, органично дополнить, эмоционально окрасить музыкальные впечатления.
Рассмотрев одно из необходимых условий концертно-просветительской деятельности – межпредметные связи, автор обращается к основным компонентам методики её организации, представляющим базу, на которой формируются и практически закрепляются теоретические представления и навыки преподавателя колледжа искусств.
Концертно-просветительская деятельность призвана внести свой вклад в реализацию общих социальных функций музыкального искусства:
- просветительской, удовлетворяющей познавательный интерес аудитории
- пропагандистской, отличающейся направленностью на определённую область музыкальной литературы;
- гедонистической, доставляющей эстетическое наслаждение и удовольствие;
- общесоциологической, состоящей в воспитательном воздействии на слушателей.
В организации концертно-просветительской деятельности важно опираться на принципы гуманизма. Каждое мероприятие такого рода должно нести заряд человечности, доброты, нравственной чистоты.
При отборе концертного репертуара следует соблюдать принципы демократизма: не замыкаться в рамках национальной музыки, а делать акцент на непреходящих человеческих ценностях, на связь музыки с реальной жизнью, чувствами человека.
Музыкальный материал должен отвечать высокохудожественным требованиям и, вместе с тем, быть доступным для понимания данной аудитории. Систематичность и целостность процесса, чёткая организация мероприятий, контакт ведущего с аудиторией создают благоприятную атмосферу для духовного очищения слушателей.
В главе рассматриваются принципы построения сценария концерта, вопросы подготовительной организационной работы (репетиции, реклама, оформление зала) и последующего анализа проведённых мероприятий.
Специфика музыкально-просветительской деятельности в образовательном учреждении состоит в том, что она способствует оптимизации учебного процесса, сочетает задачи воспитания исполнительских навыков и любительского музицирования с большой общественной пользой.
Третья глава – «Педагогические условия организации концертно-просветительской работы преподавателями колледжа искусств (опытно-экспериментальная работа).
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке условий организации концертно-просветительской работы в колледже искусств.
Главными задачами были определены:
- выявление исходного уровня готовности преподавателей к организации концертно-просветительской деятельности;
- определение критериев уровня знаний и умений преподавателей, по данному виду деятельности;
- анализ положительного влияния организованной музыкально-просветительской работы на рост профессионального уровня преподавателей и учащихся;
- разработка методики организации концертно-просветительской деятельности в колледже искусств;
- формирование готовности преподавателей к ведению концертно-просветительской деятельности.
Опытно-экспериментальная
работа
проводилась
в три этапа
(констатирующий,
формирующий
и
обобщающий). Констатирующий
этап
проводился с
1998 по
Главными задачами первого этапа эксперимента были:
- изучение содержания, форм и методов организации музыкально-просветительской деятельности;
- организация тематических лекций-концертов;
- выявление исходного уровня интереса и навыков преподавателей к организации музыкально-просветительской работы;
- определение критериев уровня их знаний и умений.
В эксперименте приняли участие 12 преподавателей колледжа искусств. В качестве параметров, по которым мы оцениваем их деятельность, выделили следующие:
1) потребность к творческой работе и самообразованию;
2) осознание необходимости концертно-просветительской деятельности, как важной составляющей музыкального воспитания и образования;
3) активная заинтересованность в организации и осуществлении концертно-просветительской деятельности;
4) сочетание педагогической и исполнительской деятельности;
5) умение организовать и подготовить учащихся класса к участию в концертной жизни школы;
6) умение выбора актуальной темы и дидактической переработки материала для определённой аудитории;
7) коммуникативные качества (общение в процессе коллективной деятельности, эмоциональное воздействие на аудиторию, артистичность, речевые навыки);
8) воспитание в учащихся класса таких нравственных качеств, как взаимопонимание, доброта, чуткость;
9) умение решать организационные вопросы, связанные с концертной деятельностью;
10) владение элементами менеджмента и маркетинга.
В соответствии с параметрами были определены критерии оценок уровней готовности преподавателей к организации и проведению концертно-просветительской деятельности:
отличный – отвечает всем пунктам параметров;
хороший – отличается от высокого тем, что преподаватель обладает умениями и навыками организации концертно-просветительской деятельности в масштабе своего класса, отделения, колледжа;
удовлетворительный – преподаватель с учащимися класса достаточно активно участвует в процессе организации концертно-просветительской деятельности, но сам проявляет либо исполнительские, либо лекторские качества и умения;
низкий – характеризуется непониманием значимости концертно-просветительской деятельности в процессе музыкального образования и воспитания, пассивной позицией самого преподавателя и, как следствие, – учащихся класса в творческом процессе.
В течение обозначенного периода изучался и обобщался опыт организации и проведения музыкально-просветительской работы выдающихся музыкантов-педагогов (А. Г. Рубинштейн, М. А. Балакирев, А. В. Луначарский, Б. В. Асафьев, А. Б. Гольденвейзер, И. И. Соллертинский, В. Н. Шацкая, Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский, Д. Д. Благой, Г. С. Фрид, А. Г. Скавронский, Л. Бернстайн и др.); музыкальных школ (Московской ДМШ №8, Ленинградской ДМШ №1 и др.); крупных центров музыкальной культуры (Московская Государственная консерватория, Московская Государственная академическая филармония, Всероссийское музыкальное общество, телевизионный канал «Культура», журналы «Музыкальная жизнь» и «Музыкальное просвещение» и др.); изучались программы по музыкальному воспитанию и образованию (Ю. Б. Алиев, Л. В. Школяр и др.). Это позволило нам ознакомиться с существующими на данном этапе целями и задачами, существующими формами и методами организации музыкально-просветительской деятельности.
Одной из ведущих форм музыкально-просветительской работы была нами избрана форма тематического концерта, позволявшая решать одновременно учебно-педагогические и воспитательные проблемы музыкального образования. В подборе тем концертов мы ориентировались на такие направления музыкальной культуры как отечественная музыка, фольклор, музыка религиозной традиции, произведения композиторов-классиков, современное музыкальное искусство.
В построении сценария каждого концерта мы руководствовались такими принципами художественно-педагогической концепции как: художественная значимость, воспитательная направленность, педагогическая целесообразность. Стержнем же являлся жанрово-стилевой подход к развитию музыкальной культуры учащихся, как категории межхудожественной.
В разработке плана концертно-просветительской деятельности на текущий период большое внимание было уделено русской музыке, формирующей у детей чувство любви и уважения к духовным корням отечественной культуры. В концерте «Русский музыкальный салон» была сделана попытка возрождения традиций домашнего музицирования, сложившихся в России на рубеже XVIII – XIX веков. Продолжил тему русской классической музыки концерт «Могучая кучка», в котором мы попытались обрисовать историческую обстановку, связанную с идеями народного блага, прогресса, просвещения. Звучавшие музыкальные произведения композиторов «Могучей кучки» связывались тематически с творчеством их современников: писателей, поэтов, философов, художников. В концертах фольклорного отделения («В Берендеевом царстве», «Солнышко-вёдрышко, выгляни в оконышко!», «Во горенке») главным явилось воспроизведение традиций народного музыкального творчества, обрядов, празднеств.
В процессе организации концертно-просветительской деятельности уделялось значительное место творчеству зарубежных композиторов, где преподаватели практиковались в составлении сценария с использованием межпредметных связей, элементов театрализации, смежных видов искусств. Так, в процессе подготовки к концерту «Музыка французских клавесинистов», основой которого послужили произведения Ф. Куперена, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, К. Дакена, Ф. Дандрие, преподаватели музыкальной литературы и мировой художественной культуры составили краткие рассказы, характеризующие эпоху, и адаптировали текст к каждому участнику предполагаемого театрализованного представления. Выступления ведущих концерт сопровождались показом репродукций и предваряли звучание музыкального произведения. В сценарии использовались элементы театрализации: в качестве наглядного пособия по руководству игры на клавесине была представлена сцена урока музыки Ф. Куперена и герцогини Орлеанской, где мастер на практике открывал секреты своего мастерства. Основу этого блока концерта составило содержание книги Ф. Куперена «Искусство игры на клавесине». Его советы к исполнению клавесинных произведений были поданы в форме диалога со знатной ученицей.
Анализ констатирующего этапа экспериментальной работы показал, что задачи его были выполнены. В основу нашей подготовки к проведению эксперимента было положено изучение исторического опыта музыкально-просветительской деятельности. Оправдан выбор формы концертно-просветительской деятельности: тематические концерты дали возможность охватить и синтезировать смежные виды искусств и знания, полученные на предметах музыкально-образовательного цикла колледжа искусств
Концертно-просветительская деятельность открыла широкие возможности для творческой самореализации музыканта-педагога, вариативности преподавания в музыкальной школе, поиска образовательных технологий. В ходе констатирующего эксперимента установлено, что большая часть преподавателей проявляет интерес к концертно-просветительской работе, но не осознаёт её социальную значимость, не имеет навыков и умений для её осуществления. Основные трудности связаны с выбором актуальной темы, грамотным построением сценария концерта, использованием межпредметных связей, умением решать организационные вопросы. Уровень состояния этой работы в колледже искусств определён как низкий, что подтвердил контрольный срез: восемь преподавателей показали низкий результат, три – удовлетворительный, один – хороший, отличного уровня не показал никто.
Результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость разработки мероприятий по развитию творческих способностей преподавателей, умений и навыков осуществления концертно-просветительской деятельности, формирования методики её организации.
Формирующий
эксперимент
осуществлялся
с 2000 по
- вовлечение преподавателей в концертно-просветительскую деятельность;
- организация процесса самообразования, творческого отношения к работе (проведение открытых уроков, лекций по истории мировой художественной культуры, обсуждение методических разработок и аудиозаписей по избранной теме, исполнение репертуара);
- сочетание педагогической и исполнительской деятельности;
- овладение формами и методами организации концертно-просветительской деятельности (анализ исполнительских возможностей участников предполагаемого концерта, выбор актуальной темы и репертуара, подбор и дидактическая переработка теоретического материала, использование межпредметных связей, составление сценария);
- формирование профессионально-коммуникативных умений (общение, эмоциональная связь с аудиторией, речевые навыки, воспитание в учениках взаимопонимания, доброты и чуткости).
Цель педагогического эксперимента заключалась в практической проверке разработанной нами системы синтеза предметов музыкально-образовательного цикла в процессе организации и проведения циклов концертов. Каждый цикл имел определённую направленность, решал задачи музыкального просветительства, выработки навыков и умений преподавателей в организации данного вида деятельности, совершенствования исполнительского мастерства,.
Цикл «Традиции домашнего музицирования», включающий концерты «Традиции домашнего музицирования в семье И. С. Баха», «Шутки папаши Гайдна», «Шубертиада», «Вечер семейного ансамбля», связан с идеей возрождения культурных традиций. В подготовку к концертам были включены все дисциплины: преподаватели специального инструмента готовили сольные и ансамблевые выступления, сольфеджио и хора – вокальные номера, музыкальной литературы – тексты ведущего и участников театрализованного действа, класса хореографии – танцы, мировой художественной культуры – вернисаж и оформление зала. На практике осуществилась связь между разными видами искусств и предметами музыкально-образовательного цикла. Использование элементов театрализации в концерте позволило развить участникам концерта такие качества как: артистизм, способность к импровизации, коммуникативность; сочетать просветительскую направленность концертов с гедонистической.
Подготовительная методическая работа, включающая открытые уроки, доклады, лекции по определённой теме, помогла повысить профессиональный уровень педагогов, качество исполнительских номеров, соблюсти принцип документализма в составлении сценария.
В результате изучения теоретического материала и накопления практического опыта организации тематических концертов сформировались основные требования к форме, содержанию и качеству сценария:
- высокохудожественная основа музыкального и теоретического материала;
- реализация связей со смежными видами искусств;
- реализация межпредметных связей по дисциплинам: музыкальная литература, мировая художественная культура, специальный инструмент, сольфеджио, хор, оркестр, ансамбль;
- соблюдение принципов контрастности и нарастания интереса;
- решение задач просвещения, воспитания и развлечения;
- обеспечение наглядными пособиями.
В диссертации подчёркнуто значение организационных вопросов, связанных с репетициями, рекламой, оформлением зала. Сформированы основные принципы организации концертно-просветительской деятельности в колледже искусств:
- приобщение людей к лучшим образцам мировой музыкальной культуры;
- сочетание просветительской, пропагандистской, гедонистической и общесоциологической функций;
- выбор формы просветительской деятельности, актуальной темы;
- соблюдение принципов построения сценария;
- использование межпредметных связей;
- широкое привлечение к работе учащихся и преподавателей;
- оптимизация учебного процесса;
- сочетание задач совершенствования исполнительского мастерства с общественной пользой.
В ходе второго формирующего этапа эксперимента подавляющее большинство преподавателей приняли активное участие в музыкально-просветительской работе, приобретая и совершенствуя навыки и умения в этом деле. Количество преподавателей, обладающих положительной мотивацией музыкально-просветительской деятельности, стремлением к пополнению знаний и совершенствованию исполнительского мастерства, увеличилось с четырёх до девяти человек. Наметилось чёткое разделение педагогов на исполнителей и лекторов. Организационные способности этой части педагогов проявились пока лишь в рамках класса, отделения. Поперечный срез выполнения поставленных задач по тем же критериям показал значительную динамику роста уровня и качества готовности преподавателей к организации и проведению концертно-просветительской деятельности: на низком уровне осталось три преподавателя; удовлетворительного достигли – четыре, ранее имевшие низкие показатели; хорошего – четыре; отличного – один.
Установлено, что осуществление концертно-просветительской деятельности в масштабе всего учебного заведения и проведение её на концертных площадках, учебных заведений, предприятиях города требует повышения профессиональных качеств организатора, пополнения его знаний современными наработками в этой области.
В период проведения обобщающего этапа эксперимента решались задачи дальнейшего совершенствования форм и методов организации концертно-просветительской деятельности (овладение элементами менеджмента и маркетинга в культурно-просветительской деятельности), проводился проверочный эксперимент. Музыкально-просветительская деятельность колледжа искусств вышла на более высокий уровень, охватывающий планомерной просветительской работой учебные и культурно-массовые заведения города.
В процессе работы выяснилось, что каждая аудитория требует индивидуального изучения её культурных интересов и потребностей, следовательно – выбора актуальной темы, состава участников концерта. Для освоения новых форм музыкально-просветительской деятельности на базе Управления по делам культуры и искусства г. Норильска были проведены курсы повышения квалификации, где преподаватели ознакомились с элементами менеджмента и маркетинга в сфере культуры. Новые знания и умения позволили определить основную направленность нашей деятельности – повышение интегрирующей роли культуры, объединяющей горожан на основе единства исторической судьбы, общих ценностей и экономических интересов.
В рамках проверочного эксперимента преподавателями были разработаны следующие просветительские программы: цикл лекций-концертов для воинской части, знакомивший с традициями коллективных форм музицирования; программа, ориентированная на произведения мировой музыкальной классики для педагогического училища; вечера эстрадной и джазовой музыки для учащихся профессиональных училищ; тематические вечера, связанные с традициями домашнего музицирования для городских библиотек; программа «Культура России – наше достояние» для совместной просветительской работы с Центром Православной культуры.
Руководствуясь основными положениями данной методики, ряд преподавателей вышли на более высокий уровень знаний и умений в деле организации концертно-просветительской деятельности. Трое из участников эксперимента овладели навыками планирования и осуществления музыкально-просветительской работы в рамках города и вышли на отличный уровень. Совершенствуя качества организаторов музыкально-просветительских мероприятий в рамках класса, отделения и колледжа, участвуя в концертах, пять преподавателей достигли хорошего уровня.
Удовлетворительного результата добились остальные педагоги, имевшие ранее низкие показатели. Это позволило им вести концертно-просветительскую работу в более скромных масштабах. Проверочный эксперимент подтвердил эффективность предлагаемой нами методики. Факт роста навыков и умений преподавателей к организации и осуществлению концертно-просветительской деятельности подтверждён результатами среза, завершающего эксперимент. Динамика роста профессиональной готовности преподавателей к организации концертно-просветительской деятельности на начало и окончание эксперимента показана в следующем графике с условными обозначениями:
начало эксперимента
|
завершение эксперимента
|
Отл. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хор. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уд. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Низ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Деточка Гусева Маслова Гурник Лесина Водянова Петрова Левина Емеля Кушнир Корева Иванова
З.В. М.А. Г.А. С.Н. О.А. И.В. Л.Д. З.И. Н.Р. Т.П. Е.П. Т.И.
Заключение. Интерес к проведению внеклассной работы с учащимися колледжа искусств сделал необходимым поиск новых форм и методов организации проведения концертных мероприятий.
Сформулированная в исследовании гипотеза об успешном формировании готовности к музыкально-просветительской деятельности преподавателей колледжа искусств, при условии применения разработанной автором системы методических средств и приёмов, подтвердилась.
В диссертации вскрывается сущностная характеристика музыкально-просветительской деятельности, определены базовые компоненты её структуры и содержания. В основе музыкально-просветительской работы лежат принципы популяризации лучших образцов мировой музыкальной культуры, пропаганды отечественной музыки прошлого и настоящего, знакомства с лучшими западноевропейскими и отечественными музыкальными традициями. Основная цель – распространение знаний о музыке, духовное и нравственное совершенствование личности и общества.
Автор обосновывает необходимость вовлечения преподавателей и учащихся в процесс практического музицирования, целесообразность использования в концертно-просветительской работе межпредметных связей, как необходимых средств формирования профессиональной готовности педагога к её осуществлению.
Установлено, что предложенная методика в единстве преподавания предметов музыкально-образовательного цикла (специальный инструмент, ансамбль, аккомпанемент, хор, оркестр, музыкальная литература, мировая художественная культура, сольфеджио) даёт возможность проявить в процессе концертной деятельности свои творческие способности большому количеству учащихся и педагогов.
Определено, что синтез полученных знаний по всем музыкальным предметам в сценарии концерта, способствует более глубокому проникновению в содержание исполняемого произведения, помогает полноценному, глубокому и осознанному усвоению программного материала, общему и музыкальному развитию учащихся, активному формированию духовно-нравственного потенциала.
В исследовании апробированы различные формы концертно-просветительской работы (тематические лекции-концерты, циклы концертов, музыкально-просветительские программы для определённой аудитории), направленные на создание оптимальных педагогических условий, содействующих формированию знаний и умений у преподавателей колледжа искусств для её осуществления, показана целесообразность этих методов и форм.
Доказано, что в процессе концертно-просветительской деятельности, предусматривающей различные формы, происходит активное формирование профессионально-коммуникативных умений и навыков, в числе которых можно выделить: эстрадную выдержку, контакт с аудиторией, артистизм, владение речевыми навыками, вербальную память. Участие в концертах стимулирует действие познавательного компонента, для которого характерно стремление к пополнению и обновлению знаний о музыке, повышению исполнительского и педагогического мастерства.
Яркая эмоциональная окрашенность концертных выступлений, очевидный профессиональный рост преподавателей, повышение успеваемости и заинтересованности учащихся в музыкальных занятиях сформировали психологический компонент, связанный с положительной мотивацией музыкально-просветительской деятельности, оптимизацией процесса музыкального обучения и воспитания.
Данные, полученные в результате формирующей диагностики, демонстрируют существенные положительные сдвиги в степени готовности преподавателей к организации концертно-просветительской деятельности на каждом этапе эксперимента. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что участники эксперимента достигли удовлетворительного, хорошего и отличного уровня развития необходимых умений.
Предложенная методика организации концертно-просветительской деятельности позволила дополнить содержание курсов методики обучения учащихся колледжа искусств, ДМШ, ДШИ. Её применение на практике позволит сочетать задачи совершенствования исполнительских навыков учащихся и преподавателей с большой общественной пользой, ориентировать преподавателей на организацию внеклассных форм работы.
Проблема организации и осуществления музыкально-просветительской деятельности открывает широкие перспективы для дальнейших научных исследований, главной целью которых должна стать разработка экспериментальной программы по обозначенной теме, как составной части музыкального воспитания и обучения в различных образовательных учреждениях (музыкальное училище, колледж искусств, ДМШ, ДШИ).
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Мельникова Л. Л. Традиции домашнего музицирования в России./
Л. Л. Мельникова // Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки. Вып.3. – Сборник научных трудов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, Чебоксары, 2002, с. 30–36.
2. Мельникова Л. Л. Музыкально-просветительская деятельность в советской России./ Л. Л. Мельникова //Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки. Вып.4. – Сборник научных трудов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, Чебоксары 2003, с. 13–21.
3. Мельникова Л. Л. Становление музыкально-просветительской деятельности в России XVIII – первой половины XIX веков./ Л. Л. Мельникова // Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки. Вып.5. – Сборник научных трудов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, Чебоксары, 2003, с.3–9.
4. Мельникова Л.Л. Музыкально-просветительская деятельность в России второй половины XIX века./ Л. Л. Мельникова //Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки. Вып.5. – Сборник научных трудов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, Чебоксары, 2003, с.10–14.
5. Мельникова Л. Л. Организация концертно-просветительской деятельности в колледже искусств./ Л. Л. Мельникова // Наука. Образование. Педагогика. Искусство. Вып.2. – М., 2005, с.89–93.