Мельникова Л.Л.
Дебюсси К. «
Детский уголок»Дорогие друзья, сегодня мы побываем в гостях у французского композитора XIX века Клода Дебюсси. В своем уютном доме он часто собирал друзей для дружеского музицирования. Его жена Эмма хорошо знала, что нужно для успеха мужа, и приглашала в гостиную издателей, дирижеров, пианистов... Для них Дебюсси играл свои новые сочинения. Он был прекрасным пианистом, поэтому впечатление было неизгладимым! Издатели брали его произведения в печать, а пианисты и дирижеры – для своих концертов.
Часто Дебюсси заходил в детскую, чтобы посмотреть на маленькую дочурку Клод-Эмму. Он мог часами сидеть в этой
комнате и смотреть на свою «спящую красавицу». А годовалая малышка уже внимательно слушала игру отца. Вскоре Эмма начала заниматься с ней музыкой. Когда девочке исполнилось три года, Клод Дебюсси подарил ей сюиту "Детский уголок" с подписью: «С нежными извинениями от папы". Представьте себе, что уже в четыре года Клод-Эмма великолепно исполняла всю серию этих картинок, а "Пастуха" играла почти как папа!"
Детский уголок" был издан сразу же после написания и был исполнен пианистом Гарольдом Бауэром с огромным успехом. И это не случайно. Музыка цикла написана с таким мягким и ласковым юмором, шутливой иронией и нежностью к ребёнку, что становится понятной слушателям любого возраста! В музыке, чувствуется связь с творчеством русских композиторов: М.Мусоргским, А.Бородиным, П.Чайковским (Известно, что Дебюсси проходил пьесы из его «Детского альбома», занимаясь с детьми русской меценатки Надежды Филаретовны фон Мекк).Первая пьеса цикла называется "Доктор Gradus ad Parnassum" (Путь к Парнасу).
Ее заглавие связано со знаменитым циклом этюдов Клементи – систематическими упражнениями для достижения вершин исполнительского мастерства. Самим же автором пьеса охарактеризована как "род гигиенической и прогрессивной гимнастики. Следовательно, подобает играть эту пьесу каждое утро натощак, начиная умеренно, чтобы закончить оживленно". Неправда ли, это напоминает рецепт доктора для приёма горького, но необходимого лекарства?А вот какое поэтичное описание даёт этой пьесе пианист Альфред Корто: «С первых же тактов возникает прелестный образ ребенка за роялем, с его невинной, неравной и смиренной борьбой с однообразными сложностями вероломного Муцио Клементи. Какая тоска, какие
разочарования и желание развлечений из-за солнечного луча, из-за пролетающей мухи, из-за осыпающейся розы обнаруживают неожиданные остановки и замедления от недовольства. А в заключение сколь неудержимый порыв к движению, к играм, к наконец-то обретенной свободе!»Исполняется
«Доктор Gradus ad Parnassum»Но вот занятия окончены, можно поиграть со своими любимыми игрушками.
Маленькая Шушу, так ласково называли в семье Клод-Эмму, неслась в детскую комнату, там ждал её фетровый слонёнок Джимбо. Она берёт его на руки, качает и рассказывает волшебные и таинственные сказки. Слоник засыпает, а вместе с ним… и маленькая Шушу.Исполняется «Колыбельная слона»
Часто
родители брали дочь с собой в цирк или кукольный театр. Шушу так нравились представления, что, вернувшись домой, она разыгрывала целые сценки со своими игрушками. Любимая кукла становилась принцессой, она сидела у окна в своём сказочном замке. Под её окном появлялся прекрасный рыцарь с гитарой в руках и, припав на колено, исполнял серенаду. Но любовные признания игрушечного героя не смогли растопить холодного сердца куклы-принцессы!Исполняется «
Серенада кукле»Но вот
Шушу забралась на подоконник и прильнула к окну. Снег! Снег идёт! Он кружится, подгоняемый ветерком, и мягко падает на землю. Невозможно оторваться от волшебного завораживающего танца! Всё покрылось белым покрывалом… Что же сталось с птицами и цветами?Исполняется «Снег танцует»
Когда же наступит весна, а за ней и лето! В тишине полей мы услышим, как звучит свирель пастушка. Мелодии его
наигрышей то печальные, то танцевальные, будут эхом отзываться в зелёных горах и цветущих долинах.Исполняется «
Маленький пастух»Заключительная пьеса
цикла называется «Кэк-уок Голливога» или «Кукольный кэк-уок». Это – американский танец, дословно означающий «шествие за пирожным», а Голливог – забавная кукла-негритенок с черными, торчащими во все стороны волосами. Он появляется на сцене под звуки джаза с комическими увертками и сразу вызывает у публики смех и веселье. Но вот он увидел прелестную даму и решил пригласить её на танец, как благородный рыцарь. С большим чувством звучат в музыке его страстные призывы (здесь Дебюсси пародирует «мотив томления» Вагнера). В ответ – насмешливый отказ кокетливой красавицы. Пришлось закончить свой танец одному…Исполняется «
Кукольный кэк-уок»Хорошо нам было в гостях у Клода Дебюсси! И, хотя музыка его написана в XIX
веке, нам тоже было весело с игрушками маленькой Шушу, с их забавными историями, настроениями и фантазиями. Всё это потому, что композитору удалось раскрыть в музыке «Детского уголка» чудесный мир – мир души ребенка!Конец
Приложение:
Ноты К.Дебюсси. "Детский уголок"
Картины
Ренуара к концерту "К.Дебюсси Детский уголок"