К

                                                                                                                             Мельникова Л.Л.

 

Дебюсси К. « Детский уголок»

Дорогие друзья, сегодня мы побываем в гостях у французского композитора XIX века Клода Дебюсси. В своем уютном доме он часто собирал друзей для дружеского музицирования. Его жена Эмма хорошо знала, что нужно для успеха мужа, и приглашала в гостиную издателей, дирижеров, пианистов... Для них Дебюсси играл свои новые сочинения. Он был прекрасным пианистом, поэтому впечатление было неизгладимым! Издатели брали его произведения в печать, а пианисты и дирижеры для своих концертов.

Часто Дебюсси заходил в детскую, чтобы посмотреть на маленькую дочурку Клод-Эмму. Он мог часами сидеть в этой комнате и смотреть на свою «спящую красавицу». А годовалая малышка уже внимательно слушала игру отца. Вскоре Эмма начала заниматься с ней музыкой. Когда девочке исполнилось три года, Клод Дебюсси подарил ей сюиту "Детский уголок" с подписью: «С нежными извинениями от папы". Представьте себе, что уже в четыре года Клод-Эмма великолепно исполняла всю серию этих картинок, а "Пастуха" играла почти как папа!

"Детский уголок" был издан сразу же после написания и был исполнен пианистом Гарольдом Бауэром с огромным успехом. И это не случайно. Музыка цикла написана с таким мягким и ласковым юмором, шутливой иронией и нежностью к ребёнку, что становится понятной слушателям любого возраста! В музыке, чувствуется связь с творчеством русских композиторов: М.Мусоргским, А.Бородиным, П.Чайковским (Известно, что Дебюсси проходил пьесы из его «Детского альбома», занимаясь с детьми русской меценатки Надежды Филаретовны фон Мекк).

Первая пьеса цикла называется "Доктор Gradus ad Parnassum" (Путь к Парнасу). Ее заглавие связано со знаменитым циклом этюдов Клементи систематическими упражнениями для достижения вершин исполнительского мастерства. Самим же автором пьеса охарактеризована как "род гигиенической и прогрессивной гимнастики. Следовательно, подобает играть эту пьесу каждое утро натощак, начиная умеренно, чтобы закончить оживленно". Неправда ли, это напоминает рецепт доктора для приёма горького, но необходимого лекарства?

А вот какое поэтичное описание даёт этой пьесе пианист Альфред Корто: «С первых же тактов возникает прелестный образ ребенка за роялем, с его невинной, неравной и смиренной борьбой с однообразными сложностями вероломного Муцио Клементи. Какая тоска, какие разочарования и желание развлечений из-за солнечного луча, из-за пролетающей мухи, из-за осыпающейся розы обнаруживают неожиданные остановки и замедления от недовольства. А в заключение сколь неудержимый порыв к движению, к играм, к наконец-то обретенной свободе!»

Исполняется «Доктор Gradus ad Parnassum»

Но вот занятия окончены, можно поиграть со своими любимыми игрушками. Маленькая Шушу, так ласково называли в семье Клод-Эмму, неслась в детскую комнату, там ждал её фетровый слонёнок Джимбо. Она берёт его на руки, качает и рассказывает волшебные и таинственные сказки. Слоник засыпает, а вместе с ним… и маленькая Шушу.

Исполняется «Колыбельная слона»

Часто родители брали дочь с собой в цирк или кукольный театр. Шушу так нравились представления, что, вернувшись домой, она разыгрывала целые сценки со своими игрушками. Любимая кукла становилась принцессой, она сидела у окна в своём сказочном замке. Под её окном появлялся прекрасный рыцарь с гитарой в руках и, припав на колено, исполнял серенаду. Но любовные признания игрушечного героя не смогли растопить холодного сердца куклы-принцессы!

Исполняется «Серенада кукле»

Но вот Шушу забралась на подоконник и прильнула к окну. Снег! Снег идёт! Он кружится, подгоняемый ветерком, и мягко падает на землю. Невозможно оторваться от волшебного завораживающего танца! Всё покрылось белым покрывалом… Что же сталось с птицами и цветами?

Исполняется «Снег танцует»

Когда же наступит весна, а за ней и лето! В тишине полей мы услышим, как звучит свирель пастушка. Мелодии его наигрышей то печальные, то танцевальные, будут эхом отзываться в зелёных горах и цветущих долинах.

Исполняется «Маленький пастух»

Заключительная пьеса цикла называется «Кэк-уок Голливога» или «Кукольный кэк-уок». Это американский танец, дословно означающий «шествие за пирожным», а Голливог забавная кукла-негритенок с черными, торчащими во все стороны волосами. Он появляется на сцене под звуки джаза с комическими увертками и сразу вызывает у публики смех и веселье. Но вот он увидел прелестную даму и решил пригласить её на танец, как благородный рыцарь. С большим чувством звучат в музыке его страстные призывы (здесь Дебюсси пародирует «мотив томления» Вагнера). В ответ – насмешливый отказ кокетливой красавицы. Пришлось закончить свой танец одному…

Исполняется «Кукольный кэк-уок»

Хорошо нам было в гостях у Клода Дебюсси! И, хотя музыка его написана в XIX веке, нам тоже было весело с игрушками маленькой Шушу, с их забавными историями, настроениями и фантазиями. Всё это потому, что композитору удалось раскрыть в музыке «Детского уголка» чудесный мир – мир души ребенка!

                                                                                Конец

Приложение:

 

Ноты К.Дебюсси. "Детский уголок"

 

Картины Ренуара к концерту "К.Дебюсси Детский уголок"

День детей в Веджемонте (Маргарита, Люси и Марта Берард)

Сюзанна

Семья Мане

Габриэль и девочка

Читающая девочка

Девушка в голубой шляпе

Девочка с колосьями

Ребёнок с кнутиком