Мельникова Л.Л.

Сценарий концерта «Профессия – дирижёр симфонического оркестра»

(из цикла «Музыкальные профессии»)

Вступление

Симфонический оркестр и его руководитель…Они уже готовы к выступлению: инструменты настроены, дирижёр ожидает своего выхода. На сцене расположился малый состав – камерный оркестр, состоящий из струнно-смычковых инструментов: скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов. Он – предшественник большого симфонического оркестра. Для такого состава писали композиторы, начиная с 16 века, и – по сей день.

И.С.Бах. Сюита h-moll. Полонез, менуэт, шутка.

Роль дирижёра.

Невозможно представить симфонический оркестр без дирижёра! Но так было не всегда. Раньше, когда оркестры были небольшими, роль дирижёра выполнял музыкант, сидевший за органом или клавесином, иногда – первый скрипач оркестра – концертмейстер. Существовало несколько способов управлять игрой коллектива: взмах смычка, отстукивание ритма ногой, смычком или свёрнутой в трубочку нотной тетрадью или палкой (баттутой). Позже появилась лёгкая, тоненькая и короткая палочка, которой дирижёр не ударял, а размахивал. При этом он стоял лицом к публике, а значит – спиной к оркестру. Первым дирижёром, который повернулся лицом к оркестру, был выдающийся немецкий композитор Рихард Вагнер. Его примеру последовали другие музыканты. С этого времени, примерно с середины XIX века, дирижирование стало особой музыкальной профессией. Исполнением музыки отныне управляли люди, специально посвятившие себя этой сложной и ответственной деятельности.

А. Вивальди. Концерт для 2-х скрипок и оркестра a-moll.

Умения дирижёра

Что же должен уметь дирижёр? – Очень многое. Начнём с того, что он должен свободно разбираться в нотном тексте музыкального сочинения, с которым он работает. Глядя в партитуру, где записаны партии всех инструментов, дирижёр слышит музыку внутри себя, он читает ноты, как книгу.

Дирижёр должен иметь прекрасную память. Некоторые из мастеров выучивают партитуру так основательно, что управляют оркестром без неё, наизусть. Среди музыкантов бытует остроумное наблюдение: у одних дирижёров голова в партитуре, у других – партитура в голове.

Дирижёр должен обладать безупречным музыкальным слухом, чтобы в массе звуков заметить фальшь, соотношение звучания и своевременное вступление инструментов.

Он обязан хорошо знать все инструменты, входящие в состав оркестра, их возможности и особенности, чтобы помочь музыкантам в случае каких-либо затруднений.

Но это ещё не всё! Дирижёр осваивает технику – жесты рук. Заметьте, его руки движутся не синхронно, у них разный рисунок. Правая рука диктует темп и ритм музыки, левой же поручено выражать её характер, силу звука, выразительность, вступления инструментов.

В распоряжении дирижёра есть ещё и мимика – мгновенно меняющееся выражение лица и «говорящая» выразительность взгляда, с помощью которых он «общается» с музыкантами, помогая им понять и передать смысл музыки.

И здесь мы подходим к самому главному, что должен уметь дирижёр – ярко истолковать, раскрыть содержание музыки, то есть быть интерпретатором.

В.А.Моцарт. Маленькая ночная серенада, ч.1

История создания Прощальной симфонии И.Гайдна

Вы, наверное, заметили, что в нашем оркестре появились духовые инструменты. Кларнет, гобой и флейта составляют группу деревянных, а трубы, тромбоны, валторны и тубы – группу медных духовых инструментов. Вот такой оркестр существовал у князя Эстергази, жившего в Австрии XVIII века. А руководил этим оркестром не кто иной, как великий Й.Гайдн. Как-то, князь очень долго задержал оркестр, увезя его из Вены, где жили все семьи музыкантов. Музыканты соскучились без своих близких, устали от капризов князя и бесконечной утомительной работы и обратились к папаше Гайдну за помощью. Долго не мог Гайдн придумать, как уговорить князя уехать из Эстергаза. И вдруг его осенило: «Что если к князю обратится не он сам, а…его симфония?» В кратчайший срок она была написана и во время исполнения захватила всех драматизмом и патетикой. Но…сюрприз был впереди. Вы сами всё сейчас услышите и поймёте, как и князь Эстергази. После исполнения симфонии он сказал: «Я понял ваш остроумный намёк. На днях мы уезжаем в Вену».

Й.Гайдн. Прощальная симфония, ч. 1, 4

О нашем дирижёре (Н.Проскурине).

Симфоническим оркестром Норильского колледжа искусств в течение 10 лет бессменно руководит Н.Т.Проскурин. К этому виду деятельности он готовился с юных лет. Закончив музыкальное училище в Харькове по классу кларнета и фортепиано, он поступил в консерваторию. Годы учёбы он совмещал с работой в оперном театре в качестве артиста оркестра, а так же в институте культуры, где он впервые встал за дирижёрский пульт и стал руководителем духового оркестра. С тех пор Николай Тимофеевич, работая в разных городах, никогда не расставался с оркестром. Мне запомнилось наше сотрудничество в Луганской областной филармонии, где Проскурин Н.Т. дирижировал симфоническим оркестром в концертах детского музыкального абонемента. Самой важной чертой его творческой деятельности является бесконечная преданность музыке, желание поделиться ею с окружающими.

И. Штраус. Вечное движение.

(В конце произведения дирижируют дети)

Персимфанс.

Дорогие друзья, а может быть дирижёр и вовсе не нужен симфоническому оркестру? Представьте себе, что в Москве был такой оркестр. Назывался он «Персимфанс», что означало «Первый симфонический ансамбль». Состоял он из первоклассных музыкантов и дал множество концертов в нашей стране в 1922-1932 годах. По его образцу создавались подобные оркестры в других городах нашей страны и за рубежом. Но существовать он всё же перестал: идея себя не оправдала. Стало ясно, что оркестру нужен человек, который объединил бы коллектив музыкантов в единый организм, с единой волей в исполнении музыкального произведения.

И.Дунаевский. Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта».

Невидимая работа дирижёра. Состав оркестра.

Настоящий дирижёр очень много работает. Когда в элегантном чёрном фраке с белой манишкой он появляется за пультом на концертной эстраде, когда по мановению его руки начинает звучать музыка, знайте, что этому празднику искусства предшествует долгая, кропотливая работа. Сначала она ведётся дома. Перед дирижёром – партитура, он читает её глазами, играет на фортепиано. Прослушивая музыкальное произведение в звукозаписи, дирижёр «примеряет» его к своему оркестру. Именно в кропотливой домашней работе рождается замысел дирижёра, с которым он выходит к оркестру.

Начинаются репетиции. Маэстро то и дело останавливает оркестр, работает с отдельными группами музыкантов, комментирует музыку, растолковывает её характер. А на концерте мы уже слышим итог этой работы.

Вы заметили, наверное, что оркестр пополнился новыми музыкальными инструментами. Это группа ударных инструментов: литавры, барабаны, тарелки, треугольник. В таком составе оркестр звучит более мощно, объёмно, красочно. Наш концерт завершит полная юмора и забавных музыкальных эффектов музыка И.Дунаевского.

И. Дунаевский. Бега (из музыки к кинофильму «Кубанские казаки».)

Заключение.

Дорогие друзья, я надеюсь на то, что наш симфонический оркестр доставил вам удовольствие исполнением прекрасной музыки, а также на то, что профессия дирижёра заинтересовала вас, стала более понятной, а для кого-то теперь и желанной. Завершить концерт мне хочется словами выдающегося дирижёра Шарля Мюнша: «Для меня мой труд – не профессия, а служение!»

(конец)