А. Гречанинов. Детская музыка
Дорогие друзья, сегодня мы будем слушать музыку Александра Гречанинова русского композитора, жившего на рубеже XIX и XX веков. Как всегда в наших концертах выставляются небольшие вернисажи. Обычно репродукции картин связаны с исполняемой музыкой либо одной эпохой, как в концертах «М.Мусоргский. «Детская», либо одним сюжетом, как в концерте «М.Равель. «Сказки матушки Гусыни». Но сегодня мы показываем работы юных художников, написанные под впечатлением музыки А.Гречанинова. Как вы считаете: можно ли музыку выразить красками, и что общего между музыкой и живописью? Что их роднит? Конечно, самое главное – и музыка и живопись рождаются из одного источника и вырастают на единой почве. Источник и почва – это реальная жизнь: природа, человек с его мыслями и чувствами, события в обществе. Но, только ли это? Что ещё кроется за образами, которые мы видим в живописи и слышим в музыке? Французский художник Эжен Фромантен считает, что эту область лучше оставить под покровом тайны. Да, именно ощущением таинственности проникнуты лучшие произведения художников и композиторов. Вот мы подошли к самому главному: сущность музыки, как и других видов искусств – в невидимом духовном выражении природы, предметов, чувств человека; это озарение, одухотворённость и восторг, которым был охвачен художник или композитор в момент создания своего произведения. Следовательно, и нам нужно проникать в эту тайну: исполнителям учиться передавать её слушающим, а слушателям – учиться воспринимать её. Наш концерт откроется исполнением пьес Александра Гречанинова: «Грустная песенка» и «На велосипеде». К этим, а, так же, и к следующим пьесам можно найти впечатления в красках на нашем вернисаже. Очень трогательна картина «Грустная песенка», в которой настроение передано в осеннем пейзаже. А картинка «На велосипеде» так же забавна, как и музыка с таким же названием.
Исполняются: «Грустная песенка», «На велосипеде»
А вот ещё две контрастные по настроению пьесы Александра Гречанинова: «В разлуке» и «Верхом на лошадке». Посмотрите, как юная художница передала в своей героине чувство одиночества… И как весело кататься на любимой лошадке!
Исполняются: «В разлуке», «Верхом на лошадке»
А теперь поговорим о том, чем же отличается искусство живописи от искусства музыки? Живопись мы воспринимаем в пространстве, в картинах художник запечатлевает какой-то один момент из жизни. «Остановись, мгновение!» – таков девиз художников–импрессионистов. Музыка же – искусство, развивающееся во времени. Поэтому в музыкальных произведениях возможно передать целую гамму чувств и образов, их изменение и развитие. Даже в маленьких пьесах можно рассказать историю с её завязкой, развитием и заключением. Послушайте забавную пьесу «Необычное происшествие». Быть может это встреча с большим страшным гусём, как на этом рисунке?
Исполняется: «Необычное происшествие» Как вы думаете, чем закончилась эта история? (Дети предлагают свои окончания происшествия)
В числе многих пьес А.Гречанинова есть «Пастели». Слово пастель означает живопись сухими мягкими карандашами, а, так же, произведения, выполненные в этой технике. Художественный эффект пастели – в особой силе, чистоте и мягкости красок. Александр Гречанинов тонко чувствовал особенность этого рода живописи, её декоративность. Музыкальными пастелями «Осенняя песенка», «Гроза» вдохновились наши юные художники и отобразили свои впечатления в рисунках.
Исполняются: «Осенняя песенка», «Гроза»
Дорогие друзья, мы слушаем музыку Гречанинова, но не знаем ничего об этом замечательном композиторе. Александр Гречанинов родился в Калуге, в купеческой семье. Очень скоро его родители переехали в Москву, где и прошло его детство и юность. В своей автобиографии композитор вспоминает: «Родители мои были музыкальны от природы. Мать пела романсы, а отец любил петь церковные песни. По субботам – всенощная, по воскресеньям – ранняя обедня были обязательны не только для них, но и для нас, детей. Я пел в гимназическом церковном хоре и даже был солистом. Потом я стал петь и в церкви на клиросе. Тогда дома мы с отцом распевали церковные песни уже на два голоса…»
Исполняются: "Трисвятое", ("Душе моя"), "Папа и мама"
Удивительно, но музыкой Гречанинов начал заниматься очень поздно, «настоящее» фортепиано впервые увидел в возрасте четырнадцати лет. Только будучи уже молодым человеком семнадцати лет, в 1881 году Гречанинов поступил в Московскую консерваторию, где учился по классу фортепиано – у Николая Кашкина, по классу контрапункта – у Сергея Танеева. Именно во время обучения в классе Танеева Гречанинов сочинил свои первые романсы, которые позже получили широкую известность. Более других оказалась популярна «Колыбельная» на стихи Лермонтова, она прочно вошла в обиход концертного и домашнего музицирования.
Исполняется: Колыбельная (для голоса и фортепиано)
В 1890 году Гречанинов окончил педагогические курсы московской консерватории, затем переехал в Петербург для обучения композиции в классе Римского-Корсакова. По окончании Петербургской консерватории, композитор вернулся в Москву и стал преподавать в музыкальной школе сестёр Гнесиных и в частной школе Т. Л. Беркман. Тогда и было положено начало работы композитора над детской музыкой. "Я охотно взялся за дело, – вспоминает композитор, – и написал шесть двухголосных детских песен на народные темы. Они имели большой успех... Завёлся даже такой порядок, что каждый год к публичному концерту я сочинял две-три новых песни, и эти новинки разучивали детским хором". Каждое новое сочинение Александра Гречанинова находил живой отклик у любителей музыки и подробно обсуждалось в печати. Детские песни и хоры создавались Гречаниновым на стихи русских поэтов, чаще на тексты народных песен и прибауток. Таким был первый сборник “Ай, ду-ду”. Наш хор исполнит для вас из него две песни.
Исполняются: "Ай, дуду", "Пчёлка"
Почти вся творческая жизнь Гречанинова была связана с музыкой для детей. Композитор имел прирождённый педагогический дар, с большим удовольствием занимался с детьми. "Детей я всегда любил, – вспоминал он, – и меня не тяготили занятия с ними. Дети с увлечением занимались музыкой и делали успехи... С детьми я чувствовал себя равным.." Возможно поэтому музыку для детей Александр Тихонович сочинял с лёгкостью и удовольствием. В процессе живого творческого общения с детьми появились инструментальные пьесы. Первые из них были написаны по просьбе руководителя частной школы Т.Л. Беркман. Затем появились целые сборники пьес для фортепиано: "Бирюльки", "Детский альбом", "День ребёнка" и др. Послушайте пьесы из этих сборников: "Мой первый бал", "Жалоба" и рассмотрите рисунки к ним.
Исполняются: "Мой первый бал", "Жалоба"
Александр Гречанинов бережно хранил традиции художественной детской музыки. Им были созданы вокальные (сольные и хоровые) произведения для детей, фортепианные сборники, пьесы для скрипки и виолончели с фортепиано и три детские оперы. Он и сам очень любил играть в ансамбле с инструменталистами, аккомпанировать певцам. Послушайте фортепианный ансамбль со скрипкой "Весельчак" и фортепианный дуэт "Весенним утром"
Исполняются: "Весельчак" и "Весенним утром"
Дорогие друзья, наш концерт подходит к концу. Мы познакомились с композитором Александром Гречаниновым. Каков он? Спокойный, тихий, любящий природу и детей, мирно религиозный, — он воплощал собою лик России, благостный, просветлённый и смиренный. Очарование его музыки — в простых и искренних эмоциях. Александр Тихонович имел твёрдое желание и намерение — писать доступную художественную музыку, понятную для широких масс. И он и достиг этого — стал действительно одним из наиболее популярных и любимых русских композиторов. Нашу встречу завершит "Серенада" Гречанинова для фортепиано в 4 руки. Исполняется: "Серенада" (для фортепиано в 4 руки) Концерт окончен. Мы надеемся, что музыка Гречанинова и рисунки юных художников нашли отклик в ваших сердцах. Благодарим за внимание!
Рисунки с пьесам:
3. В разлуке 7. Гроза 9. Папа и мама 10. Колыбельная 11. Ай, дуду 12. Пчёлка 13. Мой первый бал 14. Жалоба 15. Весельчак 16. Весенним утром 17. Серенада
|