Мельникова Л.Л.

 

Сценарий концерта «Пианист – участник ансамбля»

(из цикла «Музыкальные профессии»)

О природе ансамблей

Второй концерт из цикла «Музыкальные профессии» посвящён фортепианным ансамблям. Представьте, что возникновение этого жанра связано с моментами дружеского общения, семейного музицирования! Возможно, поэтому так прекрасны музыкальные мысли, воплощённые в камерных инструментальных произведениях!

Музыку для фортепианных ансамблей писали почти все композиторы от Баха до современных композиторов: это фортепианные дуэты и ансамбли в шесть, восемь и более рук; ансамбли с духовыми, струнно-смычковыми, народными и ударными инструментами. Что же касается жанра фортепианного дуэта, то целую эпоху в его развитии представляет творчество Ф.Шуберта. Композитором написано множество маршей, фантазий, танцев и других пьес для фортепиано в четыре руки. Эти произведения стали своеобразным музыкальным дневником композитора, его автобиографией. В четырёхручном музицировании Ф.Шуберт воплотил дорогую ему идею дружбы и взаимопонимания родственных душ. Показательны в этом смысле некоторые названия пьес (Рондо ор.138 «Наша дружба неизменна») и исполнительские приёмы (перекрещивание рук партнёров), символизирующие клятву в верности.

Постоянным партнёром Ф.Шуберта в дуэтном музицировании был Йозеф Гахи. Вот какие воспоминания он оставил: «Часы, проведённые мною в совместной игре с Шубертом, принадлежат к счастливейшим часам моей жизни. И я не могу вспоминать о том времени, не расстрагиваясь до глубины души. В таких случаях я не только знакомился со многими новыми сочинениями – чистая беглая игра, свобода трактовки, то нежное, то пламенное энергичное исполнение моего партнёра доставляли мне большую радость».

               Исполняются фортепианные дуэты Ф.Шуберта:

               Марш из Венгерского дивертисмента op.54

             6 экосезов op.18a

            Два галопа соч.49, 91b

Совместное исполнительство и культура человеческих отношений

Предмет «Фортепианный ансамбль» вводится уже в музыкальной школе и призван не только совершенствовать профессиональное мастерство юных музыкантов, но и формировать их личность, характер, идеалы. В классе фортепианного ансамбля партнёры объединяют свои усилия и воплощают общий для всех замысел. Согласование своих желаний с желаниями других людей – вот первооснова музыкального содружества! Ведь музыка – это, прежде всего, форма человеческого общения! Участник ансамбля должен развить в себе способность понять и разделить чувства партнёра и даже предугадать возможные импровизационные нюансы. Так, овладевая навыками ансамблевой игры, юные музыканты развивают драгоценные нравственные качества.

Равель. "Сказки матушки гусыни "(пять детских пьес для фортепиано в 4 руки).

Игра в ансамбле способствует развитию творческой инициативы

Игра на фортепиано в четыре руки – самый простой способ приобщения к атмосфере камерного музицирования, предоставляющий возможность знакомства с музыкой других жанров. Конечно, мы можем послушать симфонии и оперы в записи, но это несравнимо с удовольствием совместного исполнения музыкальных произведений.

В наше время традиции практического музицирования почти утрачены, и это отрицательно сказалось на музыкальном образовании. Часто центром внимания занятий становятся вопросы технологии, а не развитие творческого воображения, образного мышления, культуры тонких и глубоких чувств. Может быть, поэтому среди большого количества современных исполнителей со стандартными исполнительскими идеями мы так редко встречаем ярких и смелых интерпретаторов.

Развитию творческой инициативы музыкантов-исполнителей в огромной мере способствуют встречи с друзьями и доверительные беседы на языке музыки. Такое ансамблевое музицирование расширяет кругозор исполнителей и рождает тёплые чувства совместного переживания.

                   Моцарт В. Соната D-dur для 2-х фортепиано

Воспитание необходимых качеств игры в ансамбле

Существует ошибочное мнение, что хорошо подготовленный для сольных выступлений пианист с лёгкостью справится с игрой в ансамбле. Однако жизнь показывает другое. Знание партии ещё не делает пианиста хорошим партнёром. Им можно стать только в процессе совместной работы с другими участниками ансамбля. Даже для того чтобы исполнить унисон, передать аккордовую пульсацию или пассажи из одной партии в другую, нужна дополнительная работа, где партнёры координируют свои действия, отрабатывают необходимые технические приёмы.

Прежде всего, начинающим музыкантам необходимо овладеть основными элементами ансамблевой техники: синхронным движением, уравновешенностью динамики, соответствию тембров и игровых приёмов.

В процессе репетиций определяется роль каждого партнёра в реализации исполнительского замысла, ведущие и ведомые партии, их значение и функции.

Очень важно научиться живо и непосредственно общаться с партнёром, найти неразрывный артистический контакт и стремиться к чуткому сопереживанию музыки. Это поможет участникам ансамбля найти «общее дыхание» в исполнении музыкального произведения.

В.Казенин. «А.С.Пушкин. Страницы жизни». Сюита для фортепиано в 4 руки, пистолета и колокола.

Особенности партитуры фортепианного дуэта

В изложении произведения, написанного для фортепиано в четыре руки, музыкальный материал распределяется между двумя партиями: primo (верхний регистр) и secondo (нижний регистр). Если же фортепианный дуэт написан для двух роялей, то каждая партия приобретает гораздо большую самостоятельность, так как имеет в своём распоряжении целиком всю клавиатуру. В переложениях симфонической музыки для двух фортепиано можно заметить влияние оркестровой инструментовки: где один пианист исполняет партии струнных, а другой – духовых инструментов. Однако универсальность возможностей двух одинаковых инструментов предполагает и другие принципы изложения материала.

Можно говорить о двух взглядах на сущность фортепианного дуэта. В одном – он воспринимается как большой рояль, на котором играет один четырёхручный пианист. Здесь партии не имеют самостоятельного значения: на одной, к примеру, может исполняться аккомпанемент, а на другой – только мелодия. В другом случае дуэт понимается как ансамбль двух исполнителей, партии которых равнозначны: могут имитировать, дублировать друг друга, обмениваться функциями. Оба взгляда имеют место не только в различных произведениях, но и в эпизодах одной пьесы.

                  А.Цфасман. Снежинки (переложение для 2-х ф-но Б.Ривчун).

Транскрипции

Помимо произведений, сочинённых специально для фортепианного дуэта, существует множество разнообразных ансамблевых транскрипций. Один вид транскрипции – переложение симфонической, оперной или камерной музыки. Авторы переложений ставят своей целью только общее ознакомление с выбранной музыкой и поэтому руководствуются не столько дуэтными принципами, сколько целесообразностью звучания данного произведения.

Второй вид – обработка создаётся с целью расширить концертный репертуар для фортепианного ансамбля. Здесь транскриптор может позволить себе изменения в фактуре и гармоническом оформлении оригинала, введение дополнительных голосов и собственной каденции. При этом, однако, он не должен изменять общий творческий замысел, смысл музыкальных образов композитора. В противном случае транскрипция становится парафразой или фантазией на темы какого-либо произведения, то есть, самостоятельным произведением.

И.Дунаевский. Увертюра к фильму "Дети капитана Гранта" (фортепиано в 4 руки)

Брамс И. «Русский сувенир» Фантазия на русские песни и романсы (фортепиано в 4 руки)

Ансамблевое музицирование в России

Зарождавшиеся в России XVIII века традиции домашнего музицирования были тесно связаны с игрой в ансамбле. В репертуаре любителей музыки были камерные произведения Гайдна, Моцарта, Плейеля, Стамица, Дюссека, Ваньхала, Лукина – как оригинальные, так и в переложениях для фортепиано в четыре руки. Первым в истории России концертирующим фортепианным ансамблем был дуэт сестёр Каролины и Евгении Цинтль – превосходных пианисток, учениц Джона Фильда. Они концертировали в Екатеринбурге, Перми, Тобольске, Казани, где ценили их мастерство и с нетерпением ждали новых «незаигранных» программ. Вот какими отзывами в 1832 году удостоил их «Дамский журнал»: «Отличное Рондо К.Черни, сыгранное искуснейшими ручками, привело всех в живейший восторг. Единодушное рукоплескание было наградою талантам девиц Цинтль».

                Бетховен Л. Соната ре-мажор для фортепиано в 4 руки

Музицирование в России XIX века

В XIX веке в России ансамблевое исполнение на фортепиано стало излюбленным видом домашнего музицирования. Такие встречи имели огромное художественно-воспитательное значение для исполнителей и слушателей, так как давали возможность ознакомления с музыкой в живом звучании. Практиковалась игра не только в четыре, но и в шесть и восемь рук. Так в доме М.И.Глинки исполнялись отрывки из его опер. Об одном из таких событий великий композитор писал Энгельгарту: «Недавно у нас играли на трёх роялях в шесть, а на двух – в восемь рук. Участвовали двое Стасовых, Серов, Santis, и две барышни. Кроме того, ещё сестра Серова – m-me Дютюр. Польский акт «Жизни за царя» переложен Серовым очень хорошо, в особенности Краковяк и Польский акт. Играли так же переложенный Вами финал «Жизни за царя», интродукцию и увертюру «Руслана». Шуточное изображение игры в восемь рук на двух роялях сохранилось в альбоме Н.Степанова.

Подобные ансамбли пианистов выступали и публично. В одном из них в 1853 году принял участие и Даргомыжский. Шестнадцать пианистов исполнили на восьми роялях увертюру к опере «Семирамида» Д.Россини! Обозреватель концертов, резонно считая подобного рода ансамбли рискованными, всё же одобрил исполнение.

М.Глинка. Танцы из оперы «Иван Сусанин» (фортепиано в 4 руки)

Стравинский И. Русская из балета "Петрушка" для 2-х фортепиано в 8 рук

История создания «24 вариаций и парафразов на одну тему»

Во второй половине XIX века в России возникает творческое содружество страстных любителей музыки, получившее название «Могучая кучка». Его участники собирались раз в неделю «помузыканить». В одну из встреч произошла забавная история. Однажды маленькая воспитанница А.Бородина Ганя попросила поиграть с ней в четыре руки. Но весь её репертуар сводился к умению играть двумя пальцами «Котлетную польку». Тогда А.Бородин сочинил к ней несколько видов аккомпанемента. Эта идея вдруг увлекла всех присутствующих и в короткое время были сочинены 24 вариации и 15 пьес на одну тему.

Бородин А. Полька для фортепиано в 4 руки

Римский-Корсаков. Трезвон (ф-но в 6 рук)

История создания Вальса для фортепиано в шесть рук С.Рахманинова

Дань жанру фортепианного дуэта отдал и С.Рахманинов. Интересна история создания им вальса для фортепиано в шесть рук. Композитор написал его в юности, отдыхая летом в имении родственников, селе Ивановка, и посвятил его своим двоюродным сёстрам. На автографе отдельных партий вальса автором точно указаны имена подразумеваемых исполнителей: primo – Вера Скалон, secondo – Людмила Скалон, terzo – Наталия Скалон. Над названием пьесы рукой С.Рахманинова написано: «Посвящается этот вальс автору темы, которую я взял. Дорогой Ментор (так называл он старшую из сестёр – Наталью), простите за нахальство». Музыка вальса дышит счастьем и безмятежностью.

«Самым чудным временем в Ивановке были тёплые летние вечера. Серёжа и его сёстры проводили их вместе, сидя на скамейке перед домом, или, ещё лучше, взобравшись на высокий стог сена возле пруда. Кругом стояла тишина, благоухала скошенная трава, выплывала луна и навевала бледным светом особое поэтическое настроение».

             Рахманинов C. Вальс для фортепиано в 6 рук 

Дуэтное исполнительское искусство в наши дни

Долгое время фортепианная дуэтная музыка в нашей стране считалась забытым жанром. Елена Сорокина и Александр Бахчиев взяли на себя миссию возрождения формы четырёхручного музицирования. В настоящее время дуэт Сорокиной и Бахчиева стал живой хрестоматией жанра. По их примеру стали объединяться в дуэты многие исполнители. Огромным успехом пользовались концертные выступления таких дуэтов как: Михаил и Адольф Готлиб, сестры Туркины, В.Постникова и Г.Рождественский, отец и сын Аксельрод, С.Величко и Н.Куликова, Г.Пыстин и И.Цыганков и др.

Жанр фортепианного дуэта приобрёл в наши дни необычайную популярность. Ежегодно в стране устраиваются региональные, Всероссийские и международные фестивали и конкурсы фортепианных ансамблей для детей и для состоявшихся профессиональных музыкантов.

Прокофьев С. Поезд (2 фортепиано 8 рук)

Заключение

Дорогие друзья, наш концерт окончен. Мы желаем вам много удивительных встреч-знакомств с фортепианной ансамблевой музыкой в концертном зале, в учебном классе и в домашнем музицировании!

(конец)