«И зову мечтателей…»
С.Прокофьев. Мимолётности.
Дорогие друзья, сегодня мы будем слушать «Мимолётности» Сергея Прокофьева. Удивительно название этого фортепианного цикла, не правда ли? Каково же его происхождение?
Дело в том, что в 1915 году Сергей Прокофьев сблизился с Константином Дмитриевичем Бальмонтом — популярнейшим русским поэтом. Бальмонт был одним из зачинателей нового направления в литературе — символизма. Поэтический мир поэта — мир тончайших мимолетных наблюдений и хрупких чувствований, мир "солнечности" и стремления к постоянному обновлению — оказался близок творчеству молодого композитора. Близок оказался Прокофьеву и мистицизм, занимавший столь большое место в воззрении поэта.
После одной из встреч с Бальмонтом Прокофьев пишет с восторгом о созерцании небесных тел над ночными осенними улицами Петрограда: «Идя от Бальмонта, любовался звездами. Наконец-то отдёрнулся облачный полог – и какая радость было увидеть и красавца Ориона, и красный Альдеберан, и красный Бетельгейзе, и чудный зеленовато-бледный бриллиант Сириуса. Я смотрел на них новыми, открывшимися глазами, я узнавал их по заученным расположениям на звёздных картах – и будто какие-то нити связывали меня с небом! Было четыре часа ночи, надо было спать, а белый Сириус стоял прямо под окнами и не давал глазам оторваться от него!»
Познакомившись с стихотворением Бальмонта «Я не знаю мудрости», композитор увлекся идеей огненной изменчивости, «мгновенности» и решил взять из него название для своего сочинения — «Мимолетности».
Я не знаю мудрости
Я не знаю мудрости годной для других
Только мимолётности я влагаю в стих.
В каждой мимолётности вижу я миры.
Полные изменчивой радужной игры.
Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей… Вас я не зову!
Исполняется Мимолётность №3 (Allegretto)
Лунный свет
Когда луна сверкнёт во мгле ночной
Своим серпом, блистательным и нежным,
Моя душа стремится в мир иной,
Пленяясь всем далёким, всем безбрежным.
К лесам, горам, вершинам белоснежным
Я мчусь в мечтах, как будто дух больной,
Я бодрствую над миром безмятежным,
И сладко плачу, и дышу – луной.
Впиваю это бледное сиянье,
Как эльф, качаюсь в сетке из лучей,
Я слушаю, как говорит молчанье.
Людей родных мне далеко страданье,
Чужда мне вся Земля с борьбой своей,
Я – облачко, я – ветерка дыханье.
Исполняется Мимолётность №6 (Con eleganza)
Успокоение
Вечернее тихое море
Сливалось воздушною дымкой
С грядою слегка лиловатых
Охваченных сном облаков,
И в этом безмерном просторе
Дышали почти невидимкой,
Как дышат мечты в ароматах,
Бесплотные образы снов.
Они возникали, как краски,
Как чувства, зажжённые взором,
Как сладкий восторг аромата,
Как блеск и прозрачность воды,
Как светлые вымыслы сказки,
Как тучки, что встали дозором,
Чтоб вспыхнуть на миг без возврата
Пред ликом вечерней звезды.
Исполняется Мимолётность №8 (Comodo)
Детская песенка
Одуванчик вздумал взять
Замуж маргаритку.
А червяк, чтоб не отстать,
Замуж взял улитку.
И ликуют два цветка,
Счастливы друг с другом.
И улитка червяка
Назвала супругом.
Но мгновенно улетел
Одуванчик белый.
Маргаритке был удел
Стать вдовой несмелой.
А с улиткой каблуком
Вмиг была расправа,
Что же стало с червяком,
Я не знаю, право.
Исполняется Мимолётность №9 (Con vivacita)
Погоня
Чей это топот? – Чей это шопот?
– Чей это светится глаз?
Кто это в круге – в бешеной вьюге
– пляшет и путает нас?
Чьи это крылья – в дрожи бессилья
– бьются и снова летят?
Чьи это хоры? – Чьи это взоры?
– Чей это блещущий взгляд?
Чьё это слово – вечно и ново
– в сердце поёт как гроза?
Чьи неотступно – может,преступно
– смотрят и смотрят глаза?
Кто изменился – кто это свился
– в полный змеиности жгут?
Чьи это кони – белые кони
– в дикой погоне – бегут?
Исполняется Мимолётность №15 (Inquieto)
Константин Бальмонт был необычайно захвачен музыкой Прокофьева. В ней он находил ту звучащую магию, которая стала основой всего поэтического творчества. В августе 1917 года Бальмонт вписал в альбом Сергея Прокофьева «Что вы думаете о солнце» свой сонет «Ребенку богов, Прокофьеву»:
«Ты солнечный богач. Ты пьешь, как мед, закат.
Твое вино – рассвет. Твои созвучья в хоре,
Торопятся принять, в спешащем разговоре,
Цветов загрезивших невнятный аромат.
Вдруг в золотой поток ты ночь обрушить рад,
Там где-то далеко рассыпчатые зори,
Как нитка жемчугов, и в световом их споре
Темнеющий растет с угрозным гулом сад.
И ты, забыв себя, но сохранивши светы
Степного ковыля, вспоенного весной,
В мерцаниях мечты, все новой, все иной, –
С травинкой поиграл в вопросы и ответы,
И, в звук свой заронив поющие приметы,
В ночи играешь в мяч с серебряной Луной».
(конец)
Приложение: Ноты к концерту