«И зову мечтателей…»

С.Прокофьев. Мимолётности.

Дорогие друзья, сегодня мы будем слушать «Мимолётности» Сергея Прокофьева. Удивительно название этого фортепианного цикла, не правда ли? Каково же его происхождение?

Дело в том, что в 1915 году Сергей Прокофьев сблизился с Константином Дмитриевичем Бальмонтом — популярнейшим русским поэтом. Бальмонт был одним из зачинателей нового направления в литературе — символизма. Поэтический мир поэта — мир тончайших мимолетных наблюдений и хрупких чувствований, мир "солнечности" и стремления к постоянному обновлению — оказался близок творчеству молодого композитора. Близок оказался Прокофьеву и мистицизм, занимавший столь большое место в воззрении поэта.

После одной из встреч с Бальмонтом Прокофьев пишет с восторгом о созерцании небесных тел над ночными осенними улицами Петрограда: «Идя от Бальмонта, любовался звездами. Наконец-то отдёрнулся облачный полог – и какая радость было увидеть и красавца Ориона, и красный Альдеберан, и красный Бетельгейзе, и чудный зеленовато-бледный бриллиант Сириуса. Я смотрел на них новыми, открывшимися глазами, я узнавал их по заученным расположениям на звёздных картах – и будто какие-то нити связывали меня с небом! Было четыре часа ночи, надо было спать, а белый Сириус стоял прямо под окнами и не давал глазам оторваться от него!»

Познакомившись с стихотворением Бальмонта «Я не знаю мудрости», композитор увлекся идеей огненной изменчивости, «мгновенности» и решил взять из него название для своего сочинения — «Мимолетности».


Я не знаю мудрости

Я не знаю мудрости годной для других

Только мимолётности я влагаю в стих.

В каждой мимолётности вижу я миры.

Полные изменчивой радужной игры.

Не кляните, мудрые. Что вам до меня?

Я ведь только облачко, полное огня.

Я ведь только облачко. Видите: плыву.

И зову мечтателей… Вас я не зову!

Исполняется Мимолётность №3 (Allegretto)



Лунный свет

Когда луна сверкнёт во мгле ночной

Своим серпом, блистательным и нежным,

Моя душа стремится в мир иной,

Пленяясь всем далёким, всем безбрежным.

К лесам, горам, вершинам белоснежным

Я мчусь в мечтах, как будто дух больной,

Я бодрствую над миром безмятежным,

И сладко плачу, и дышу – луной.

Впиваю это бледное сиянье,

Как эльф, качаюсь в сетке из лучей,

Я слушаю, как говорит молчанье.

Людей родных мне далеко страданье,

Чужда мне вся Земля с борьбой своей,

Я – облачко, я – ветерка дыханье.

Исполняется Мимолётность №6 (Con eleganza)

Успокоение

Вечернее тихое море

Сливалось воздушною дымкой

С грядою слегка лиловатых

Охваченных сном облаков,

И в этом безмерном просторе

Дышали почти невидимкой,

Как дышат мечты в ароматах,

Бесплотные образы снов.

 

 Они возникали, как краски,

 Как чувства, зажжённые взором,

 Как сладкий восторг аромата,

 Как блеск и прозрачность воды,

 

Как светлые вымыслы сказки,

Как тучки, что встали дозором,

Чтоб вспыхнуть на миг без возврата

Пред ликом вечерней звезды.

Исполняется Мимолётность №8 (Comodo)

  Детская песенка

Одуванчик вздумал взять

Замуж маргаритку.

А червяк, чтоб не отстать,

Замуж взял улитку.

И ликуют два цветка,

Счастливы друг с другом.

И улитка червяка

Назвала супругом.

Но мгновенно улетел

Одуванчик белый.

Маргаритке был удел

Стать вдовой несмелой.

А с улиткой каблуком

Вмиг была расправа,

Что же стало с червяком,

Я не знаю, право.

Исполняется Мимолётность №9 (Con vivacita)

  Погоня

Чей это топот? – Чей это шопот?

Чей это светится глаз?

Кто это в круге – в бешеной вьюге

пляшет и путает нас?

 

Чьи это крылья – в дрожи бессилья

бьются и снова летят?

Чьи это хоры? – Чьи это взоры?

Чей это блещущий взгляд?

 

Чьё это слово – вечно и ново

в сердце поёт как гроза?

Чьи неотступно – может,преступно

смотрят и смотрят глаза?

 

Кто изменился – кто это свился

в полный змеиности жгут?

Чьи это кони – белые кони

в дикой погоне – бегут?

Исполняется Мимолётность №15 (Inquieto)


Константин Бальмонт был необычайно захвачен музыкой Прокофьева. В ней он находил ту звучащую магию, которая стала основой всего поэтического творчества. В августе 1917 года Бальмонт вписал в альбом Сергея Прокофьева «Что вы думаете о солнце» свой сонет «Ребенку богов, Прокофьеву»:


«Ты солнечный богач. Ты пьешь, как мед, закат.

Твое вино – рассвет. Твои созвучья в хоре,

Торопятся принять, в спешащем разговоре,

Цветов загрезивших невнятный аромат.

Вдруг в золотой поток ты ночь обрушить рад,

Там где-то далеко рассыпчатые зори,

Как нитка жемчугов, и в световом их споре

Темнеющий растет с угрозным гулом сад.

И ты, забыв себя, но сохранивши светы

Степного ковыля, вспоенного весной,

В мерцаниях мечты, все новой, все иной, –

С травинкой поиграл в вопросы и ответы,

И, в звук свой заронив поющие приметы,

В ночи играешь в мяч с серебряной Луной».


(конец)


Приложение: Ноты к концерту