Мельникова Л.Л.
Что такое джаз?
Понять сущность джаза всегда нелегко. Джаз любит окутывать себя тайной. Когда Луи Армстронга спросили о том, что такое джаз, говорят, он ответил так: «Раз вы сами не знаете, то лучше не путайтесь под ногами». Если даже допустить, что эта история выдумана, в ней, несомненно, отражено общее мнение о джазе музыкантов и любителей – в основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить. Всегда считалось, что самое загадочное в джазе – это особая метрическая пульсация, обычно именуемая «свингом». Мелодика джаза с её блюзовыми тонами часто не имеет ничего общего с диатонической гаммой. Тембр инструментов изменчив за счёт применения сурдин и граул-эффектов. Этой особенностью джаз обязан своему африканскому происхождению. Джаз – детище американских негров, хотя белые музыканты внесли весомый вклад в его развитие.
В нашем концерте мы постараемся осветить основные стили джазовой музыки. Удивительно то, что все они сохранились до наших дней. Современные джазовые музыканты пишут блюзы, рэгтаймы, спиричуэлсы, буги-вуги, обогащая их современными композиционными находками. И, если раньше джаз звучал только в быту (на вечеринках, пикниках, танцплощадках, ночных клубах), то сейчас ему доступны большие сцены мира, джаз исполняют прославленные коллективы и солисты.
Исполняется:
Д. Попов. Американская рапсодия (ф-но 4 руки)
Трудовые песни. Баллады.
Важной составной частью фольклора американских негров были трудовые песни, бесконечно разнообразные по назначению. Например, песни, звучавшие на массовых сборищах, когда всем миром лущили кукурузу, были развлечением, облегчающим труд. Вот как описывает такое событие Льюис Пейн: «Фермер привозит с поля кукурузные початки и ссыпает их в груду. Обычно выбирается лунный вечер. Всем окрестным молодым дамам и джентльменам фермер рассылает приглашения, прося их придти вместе со своими рабами (ведь, для того чтобы вылущить такую гору початков требуется немало людей). Гости начинают сходиться с наступлением сумерек. Вскоре их слышно со всех сторон – они идут, распевая негритянские песни. Хозяин предлагает разделиться на группы и устроить соревнование. Каждая из соревнующихся сторон выбирает из рабов по два лучших певца, которые садятся на груду и поют, остальные подпевают им хором».
Популярны были сатирические, игровые песни, баллады. Исполнялись они весьма своеобразно. Выразить истинный характер негритянских песен с помощью нот и музыкальных знаков очень трудно. Записать причудливые горловые звуки, необычные ритмические эффекты, неожиданный мелодический крик, прерывающий мелодию (холлерс), возгласы (шаутс) почти так же невозможно, как зафиксировать на бумаге пение птиц. Эти эффекты применяются и в инструментальных формах джазовой музыки.
Исполняется:
Сигмейстер Э. Песня фермера, Баллада (фортепиано)
Эллингтон Д. "В сентиментальном настроении" (фортепиано)
Спиричуэлс.
Важной вехой в жизни чёрных рабов стало их приобщение к религии белых. В церкви негры впервые познакомились с религиозными хоровыми гимнами. Усвоив несложную мелодику и гармонию этих гимнов, они стали вводить в хоровое пение элементы импровизации. Так появились спиричуэлс, духовные песнопения американских негров. Основу их тематики составляли библейские сюжеты, за которыми скрывались горе и гнев обездоленного народа.
Часто религиозные собрания проходили под открытым небом в поле или лесу. Рядом ставились палатки. Ночью места собрания превращались в безбрежное море костров. Сотни молящихся собирались перед импровизационной кафедрой и всю ночь напролёт слушали страстные проповеди и пели пламенные гимны. Исполнялись спиричуэлсы певцами в сопровождении хора.
Исполняется: Спиричуэлс «Джошуа выиграл битву при Иерихоне» (хор и солист)
Сигмейстер Э. Негритянский духовный гимн (фортепиано)
Блюз.
Из спиричуэлса развился жанр вокального искусства негров – блюз. Он исполнялся соло в сопровождении гитары или губной гармошки. В них поётся о потерянной любви и утраченном человеческом достоинстве, о горькой неволе и непосильном труде. Самое существенное в блюзе – это мелодика с её блюзовыми тонами. Часто их принимают за минорные VI и VII ступени. Однако, настоящий блюзовый тон – это не просто повышение или понижение ступени диатоники, а самостоятельный звук, не имеющий фиксированной высоты и премещающийся то немного вверх, то немного вниз.
Вот уже сто лет мир очарован блюзом, в котором слышен «крик истерзанной негритянской души». Джазовые музыканты вновь и вновь возвращаются к этому маленькому чуду, неиссякаемому источнику вдохновения.
Исполняется:
Гершвин Д. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс» ( фортепиано)
Сигмейстер Э. Блюз (фортепиано)
Кейк-уок.
Танцы были основным развлечением для всех социальных слоёв населения. Поэтому спрос на музыкантов любой квалификации был очень велик. Это обстоятельство заставляло негров учиться музыке. К XIX веку в США сформировалась категория профессиональных негров музыкантов (как свободных, так и рабов), которые смотрели на музыкальную карьеру как на божью благодать, освобождающую их от изнурительного труда на плантациях.
Вот характерное объявление из газеты того времени: «Продаётся молодой красивый негр 18-20 лет, обладает всеми необходимыми навыками вежливого и расторопного слуги, побывал во многих частях света, играет на валторне. Недавно вернулся из Лондона, имеет два новых костюма и собственный музыкальный инструмент. Покупатель может приобрести его вместе с этим инструментом».
Танцы белых под аккомпанемент чёрных музыкантов негры часто пытались имитировать а, иногда, и пародировать. Именно отсюда произошёл кейк-уок – танец, в котором вычурные наряды, нарочито важная походка, немые сцены с приподниманием шляп и помахиванием тростями, носили гротескный характер. С точки зрения белых, в кейк-уоке отразилось стремление невежественных негров к соперничеству с господами, а негры видели в этом танце способ осмеять заносчивость белых.
Исполняется: К.Дебюсси. Кукольный кэйк-уок (фортепиано)
Регтайм.
Одна из поражающих воображение черт регтайма – его мгновенное массовое распространение; ему покорились негры и белые, обитатели «подвального» мира и пуритане. Дело в том, что регтайм был музыкой, всецело предназначенной для фортепиано, самого распространённого, самого домашнего, доступного в исполнительском смысле инструмента Америки рубежа XIX – XX веков. Музыкальная жизнь «одноэтажной Америки» была сосредоточена в салоне, проще говоря, – в гостиной, где фортепиано культивировали как повсеместный массовый музыкальный инструмент.
Грандиозный спрос на регтайм был использован издателями, «листки» с его образцами стали выходить неслыханно огромными тиражами. Но ещё большими посредниками между композиторами и публикой были странствующие пианисты, которые стали образцом исполнения регтайма. Основные черты этого стиля: «рваный» ритм, чёткий «шагающий» бас, быстрый темп, энергичный танцевальный характер.
Исполняется:
С.Джоплин. Регтайм "Кленовый лист" (ф-но в 4 руки)
Шмитц M. Регтайм (фортепиано)
Мехеган Д. Регтайм (фортепиано 4 руки)
Буги-вуги.
Буги-вуги – фортепианная интерпретация блюза, где на фоне постоянной фигуры «блуждающего баса» исполняются в быстром темпе вариации 12-тактовой темы. Этот стиль зародился в 20-х годах, а к 40-му году стал всеобщим увлечением. Пианисты-любители, подростки на вечеринках играли буги-вуги на фортепиано и самодеятельными ансамблями. Со временем эту музыку включили в свои программы большие свинговые оркестры.
Исполняется:
Шмитц М. Буги-вуги (фортепиано)
Шмитц М."Танцуем буги" (ф-но 4 руки)
Сигмейстер Э. Курица кудахчет (фортепиано)
Танцы
Вторым социальным явлением, способствовавшим возникновению джазового бума, была танцевальная лихорадка, охватившая Америку после 1910 года. Танцы стали национальным развлечением, дансинги один за другим открывались по всей стране. Танцы стали простыми в исполнении, как бы они не назывались: «индюшачьей походкой», «медвежонком гризли», «кроличьим» или «лисьим шагом»; какие бы движения они не включали: тряску, раскачивание или скольжение – они требовали, как правило, только вышагивания по паркету в обнимку с партнёршей.
Исполняется:
Раков А. Cеренада (фокстрот) (фортепиано)
Абрэу З. Тико-тико (самба)(саксофон альт и фортепиано)
Дусэ К. Мы танцуем (фокстрот) (фортепиано)
Новый Орлеан
Широко известная легенда гласит, что джаз родился в новом Орлеане, оттуда на старых колёсных пароходах добрался по Миссисипи до Мемфиса, Сент-Луиса и Чикаго. Этот город был буквально пронизан музыкой и танцами, отчего его часто называли Парижем на Миссисипи. В Новом Орлеане было несколько симфонических оркестров, три оперные труппы, оркестр Негритянского филармонического общества. Здесь существовала уникальная субкультура креолов – людей французского и испанского происхождения, родившихся в Америке. Музыка была важной составной частью их культуры. Умение петь, играть на фортепиано или другом музыкальном инструменте, считалось признаком хорошего воспитания, поэтому молодёжь было принято учить музыке. Из них не думали делать профессиональных музыкантов, это было не престижно. Но креол хотел, чтобы его ребёнок был музыкально образован. Это предполагало посещение оперы, игру на фортепиано в кругу друзей или участие в любительском ансамбле.
Креолы были «правильными» музыкантами. Они играли по нотам, не знали импровизаций, т. е. были воспитаны в европейских традициях, и презрительно относились к неграм, не знавшим нотной грамоты и игравшим «низкопробные блюзы». Да, у негров была своя музыка, связанная с родным фольклором. Негр не считал для себя зазорным быть профессиональным музыкантом.
Между 1900 и 1905 годами в Новом Орлеане происходили события, способствующие рождению джаза. После окончания американо-испанской войны на рынке появилась масса подержанных духовых инструментов, распродаваемых после демобилизации войск. Все лавчонки города были завалены кларнетами, тромбонами, корнетами, барабанами, которые за бесценок мог купить даже негр. Появились ансамбли, играющие на парадах, пикниках, вечеринках, свадьбах и похоронах. В оркестрах и ансамблях смешались друг с другом креолы и негры. В результате слияния двух культур и родился джаз.
Исполняется:
Д.Ромберг. Тихо, как при восходе солнца (ф-но в 4 руки)
Диксиленды
В 1917 году, в связи с началом Первой мировой войны, Новый Орлеан получает статус военного порта, а командующий войсками США объявляет о закрытии всех увеселительных заведений. Музыканты потянулись на заработки на Север. Больше всего блюзовых певцов, пианистов буги-вуги, исполнителей рэгтайма, скиффл-ансамблей и джазовых оркестров приехало в Чикаго, привезя с собой и музыку, получившую вскоре прозвище диксиленд - обозначение музыкального стиля ранних нью-орлеанских и чикагских джазовых музыкантов.
Манера игры новоорлеанских джазменов была более консервативной, в ней чувствовалось влияние европейской музыкальной школы, она значительно отличалась от экспрессивной горячности чёрных новоорлеанских мастеров. Репертуар пьес у музыкантов Диксиленда включал в себя рэгтаймы, блюзы, уанстепы, тустепы, марши и популярные мелодии. Исполнительскому стилю было характерно сложное переплетение отдельных голосов в коллективную импровизацию всего ансамбля.
Яркими представителями этой эпохи были: Джо Кинг Оливер, Джелли Ролл Мортон, Луи Армстронг, Сидней Беше и др.
Исполняется:
Когда святые маршируют (исп.ансамбль духовых инструментов)
Свинг.
Между джазовой лихорадкой 20-х годов и бумом рока 60-х имел место период, известный как «эра свинга». Она характеризуется своими взглядами на популярную музыку, своей модой (стильный костюм с широкими лацканами и мешковатыми брюками), своими танцами (джиттербаг, трак, линди-хоп), своим сленгом. Здесь тоже был свой бунт против приличий среднего класса. Теперь больше всего ценились искренность, честность, готовность выразить истинные чувства. Новое поколение жаждало искусства открытого, эмоционального и, конечно, чувственного. На джазовой сцене такое искусство явилось в лице Бенни Гудмена, кларнетиста и руководителя джазового оркестра.
Важную роль в популяризации свинговых оркестров сыграло радио. В середине 30-х годов радиоприёмник стал непременным атрибутом любого американского дома. Каждый вечер в течение двух-трёх часов радио транслировало выступления различных ансамблей и оркестров. Это служило им бесплатной рекламой. Музыка свинговых оркестров Г. Миллера, Д. Эллингтона, Т. Дорси стала явлением массовой культуры. Сформировалась огромная аудитория любителей джаза. Свинг – не только джазовый стиль, но и характерный элемент джазовой техники. Это – пульсация, возникающая в результате несовмещения акцентов мелодической и ритмической линий.
Исполняется:
Гершвин Д. Хлопай в такт (хор)
Уоррен Г. Чаттануга-чучу (саксофон альт и фортепиано)
Эллингтон Д. Без свинга нет музыки (фортепиано)
Би-боп
Современный джаз начался со стиля «би-боп». Он был создан полностью чёрными музыкантами, играющими в клубе «Минтон». Саксофонист, трубач, пианист и гитарист совершили революцию в джазе. Раньше темпы были средними, теперь они стали очень быстрыми или очень медленными. Раньше отдавалось предпочтение 1-3-5-7 ступеням лада – теперь предпочитают вторую и четвёртую.
Но би-боп – это нечто большее, чем просто новая музыка. Это стиль связан с жизненной позицией образованного музыканта, выражавшейся в его манере говорить, одеваться, вести себя в обществе. Исполнитель бопа одевался как английский биржевой маклер, говорил как преподаватель колледжа, боялся показаться окружающим слишком эмоциональным. Ему не шли улыбка и широкие жесты Армстронга – он просто кланялся аудитории и уходил со сцены.
Исполняется: Дворжак М. Джазовый этюд
Кул
Дальнейшее развитие би-бопа привело к новому стилю. Кул-джаз (прохладный джаз) возник как противопоставление эмоциональной и горячей манере би-бопа. В нём нет той напористости, резкости, свойственных исполнителям би-бопа. Это музыка более строгая, сдержанная, более лиричная. Кул получил распространение преимущественно среди белых музыкантов. В этом стиле шире применяются классическая и современная гармония, полифония и политональность, чем в свинге или бопе. Самый знаменитый представитель этого направления – пианист Дейв Брубек, обучавшийся теории музыки у Д.Мийо. Вместе с саксофонистом П. Дезмондом он создал квартет, выступавший в концертных залах и практиковавший «живую» запись пластинок.
Исполняется:
Советский джаз
Процесс становления и формирования джаза в СССР начался в 20-е годы. Некоторые его элементы можно было наблюдать в бытовой музыке того времени. Новый тип мелодики, синкопирование, некоторые метро-ритмические особенности – всё это было характерно для танцевальной музыки, развивающейся под влиянием джаза и проникающей к нам из зарубежья в виде нот и граммофонных пластинок.
Тогда в Москве дебютировал первый отечественный джаз – ансамбль Валентина Парнаха. Он первый привёз в страну саксофон, набор сурдин для трубы и тромбонов и первый дал джаз-концерт в Доме печати. «Зал был переполнен. Парнах прочёл лекцию о джаз-банде, потом, с грехом пополам, сыграл джазовые мелодии (саксофоном ещё никто не владел). Когда же ансамбль исполнил страннейший танец «Жирафовидный истукан», восторг достиг ураганной силы».
В течение десяти лет в стране создаются многочисленные джазовые коллективы, среди которых самые известные под управлением А.Цфасмана, Л.Утёсова, в сороковые и пятидесятые годы – оркестры под управлением О.Лундстрема, Ю.Саульского. В настоящее время в стране существует множество джазовых оркестров и ансамблей, устраиваются джазовые фестивали, издаются джазовые школы и сборники джазовой музыки для взрослых и детей.
А.Цфасман. Снежинки (фортепианный дуэт)
Заключение.
Что же такое джаз? По словам Джеймса Коллиера: «Джаз – это состояние души». Он несёт в себе огромный эмоциональный заряд, призванный воздействовать на человеческие чувства: тревожить, будоражить, волновать, увещевать, забавлять, развлекать. Не случайно, звуки джаза, наряду с другими символами современной цивилизации, были заложены в закодированное послание Человечества, отправленное на космическом корабле в бесконечное плавание по Вселенной.
(конец)
Приложение:
Картины к концерту "Что такое джаз?"
Скоттт Джоплин
Телониус Монк
Луи Армстронг
Дюк Эллингтон
Сидней Беше
Чарли Паркер
Глен Миллер
Джорж Гершвин
Майлз Дэвис
Дэйв Брубек
Оскар Питерсон
Бесси Смит