Эдвард Григ

   

   Творчество норвежского композитора 19 века Эдварда Грига широко известно во всём мире. Любят его и в нашей стране. Музыка его звучит везде: в детских музыкальных школах и училищах, в больших концертных залах. Её с радостью слушают и взрослые и дети. В библиотеках и на прилавках магазинов лежат русские книги, посвящённые Григу и ноты его произведений. Продолжая эту традицию, мы поговорим сегодня об этом прекрасном композиторе и послушаем его музыку.

  Как вы заметили из предыдущих концертов, корни таланта нужно искать в семье, взрастившей гения. Отец композитора – Александр Григ – был английским консулом в городе Бергене. Он превосходно знал историю Норвегии, любил её природу и людей, знал их быт и обычаи; был неплохим музыкантом: играл на рояле и скрипке. Мать – Гесина Григ – отличалась разносторонними талантами: она пела, писала стихи, превосходно играла на рояле. Три дочери и два сына унаследовали от родителей любовь к музыке и музыкальную одарённость – ярче всего младший Эдвард. Все они с детства занимались музыкой. В доме Григов всегда было уютно, светло, звенели весёлые детские голоса, и двери радушно распахивались навстречу гостям. Здесь часто собирались друзья и знакомые, возникали разговоры об искусстве, устраивались музыкальные вечера, а порой и домашние спектакли. В концертах участвовали дети, играя незатейливые пьески, вроде тех, которые мы сейчас услышим в исполнении наших учащихся.

Исполняются: Листок из альбома, Вальс

  Эдварду исполнилось шесть лет, когда мать начала с ним занятия на фортепиано. Тогда же появились и его первые сочинения. Правда, не всегда они вызывали положительную реакцию. Однажды Эдвард принёс в школу нотную тетрадь с надписью на обложке: «Вариации на немецкую тему для фортепиано Эдварда Грига, соч. 1». Тетрадку увидел учитель. Он поднял мальчика на смех и даже позвал своего коллегу «полюбоваться на маленького мошенника, возомнившего себя композитором». Потом он схватил Эдварда за волосы и крикнул: «В следующий раз принеси лучше в приличном виде свой словарь, а эту дрянь оставь дома!» Но, к счастью были и другие мнения: замечательный музыкант – скрипач и композитор Уле Буль увидел в мальчике талант и сказал: «Ты должен ехать в Лейпциг и стать музыкантом». Судьба Эдварда была решена. Он стал студентом Лейпцигской консерватории и закончил её с дипломом композитора и пианиста.

Исполняются: Птичка, Норвежский танец (фортепиано в 4 руки)

   После окончания консерватории Григ возвратился на родину полный надежд, высоких стремлений, готовый к борьбе за культуру, за расцвет скандинавского искусства. Важнейшая черта григовской музыки – её национальная самобытность – определяется связью с народной жизнью и народным искусством. Композитор писал о себе: «Норвежская народная жизнь, норвежские сказания и история и, прежде всего, норвежская природа оказывали со времён моей юности большое влияние на моё творчество». Григ любил посидеть среди крестьян, послушать их песни, полюбоваться плясками. Он садился в сторонке и записывал мелодии деревенского марша, прыжкового танца спрингар, сольного танца халлинг и из этих народных мелодий создавал норвежское искусство.

Исполняются: Халлинг,  Народная песня 

 

  Первый концерт в родной Норвегии принес Григу большой успех. Но ни в родном Бергене, ни в столице Христиании Григ не нашел применения своему таланту. Как и многие его соотечественники — музыканты, писатели, он в 1863 году уехал в Данию, в Копенгаген — большой культурный центр Европы. В Копенгагене жил и творил великий датский писатель, сказочник и поэт Ханс Кристиан Андерсен. Молодой Григ был покорен прекрасной поэзией Андерсена, ко многим стихам его он писал музыку. А великий сказочник был одним из тех, кто первым оценил творчество Грига.

   В Копенгагене Григ встретил Нину Хагеруп. Невысокая, тонкая, хрупкая – она излучала какое-то особое мягкое обаяние, в серых серьёзных глазах светился ум. Нина была тонкой музыкантшей, играла на фортепиано, обладала хорошим голосом. Её исполнение всегда было тонким, выразительным, вдохновенным. Григ писал позже: « Как же случилось, что именно песням принадлежит такая важная роль в моём творчестве? Да просто потому, что я, как и все другие смертные, один раз в жизни…был гениальным. Моим гением была любовь. Я полюбил молодую девушку с чудесным голосом и исполнительским талантом. Эта девушка стала моей женой и спутником всей моей жизни. Она стала для меня единственной настоящей исполнительницей моих песен». Нине посвятил Григ песни торжествующей любви. Одна из самых известных "Люблю тебя" на слова Г.Х.Андерсена.

Исполняется песня: «Люблю тебя»

  Однажды Григ пришёл к своему наставнику композитору и педагогу Нильсу Гаде с новым сочинением. Это была вторая соната для скрипки и фортепиано. Гаде прослушал её и воскликнул, продолжая старый спор: «Милый Григ, следующую сонату вы должны сделать менее норвежской!» – «Напротив, профессор, – возразил Григ, – следующая будет ещё более норвежской». Сказано это было очень вежливо, но очень твёрдо.

Исполняется Соната для скрипки и ф-но №2 соль-мажор, ч.1 или Соната для фортепиано ми-минор

   Эдвард Григ, человек с открытой и чистой душой и ясным взглядом, очень любил детей. По-детски светлым было его восприятие мира. Он любил легенды и сказания, казалось, верил в таинственных лесных духов: троллей, гномов, эльфов. Об этом он рассказывал в своей музыке, и она оказывалась близкой и понятной детям. Его лирические пьесы написаны как будто специально для юных музыкантов – так они просты, выразительны, изящны и не трудны для исполнения.

Исполняются: Танец эльфов, Кобольд, Шествие гномов

  В цикле «Семь детских песен» в простой и доступной форме рассказал Григ о природе Норвегии, о суровом море и красоте гор. Музыка для детей безмятежна и безоблачна. Ласковой улыбкой озарены песни «Иди козлик» и «Локк».

Исполняется песня: «Иди козлик»

   В местечке Тролльхауген (холм троллей) Григ построил себе рабочий домик. Он стоял внизу у фьорда, вдалеке от основной виллы. Ни один человек не мешал ему, а природа, казалось, помогала ему. Чудесные мелодии пели Григу ветер, приносивший ароматы горных пастбищ, ласково шумевшие волны фиорда, птицы, щебетавшие в ветвях. Как-то раз эти звуки слышались ему особенно ясно. Он сел за рояль…Скоро на бумаге появились нотные строчки. Это был… ноктюрн – ночная песня.

Исполняется Ноктюрн

  Григ страстно любил норвежскую природу. Для него жизнь среди родной природы, с ее величественными скалами, тихими фиордами, была не только отдыхом и удовольствием, но источником силы, живого творческого вдохновения. Преклонение перед величием и красотой родного края, тонкое чувство природы сказалось в творчестве Грига. Послушаем его пьесу «Весной»

Исполняются: «Весной», «Бабочка»

   Есть у Грига и трагические произведения, но трагизм его «просветлённый». Эта «просветлённость» порождена жизненной философией Грига, верившего в вечное обновление природы и жизни. Романс «Лебедь» на слова Хенрика Ибсена – высочайший шедевр лирики композитора. Лебедь, умирающий с песней – это символический образ поэта, непонятого и замкнутого в гордом одиночестве.

Исполняется песня: «Лебедь»

  Григ был не только выдающимся композитором, но прославленным дирижёром и обаятельным пианистом. Попасть на его концерты было почти невозможно. В Лондоне, Париже, Берлине, Вене, Лейпциге с нетерпением ожидали приезда музыканта, и в день концерта у здания филармонии с утра собирались толпы народа. Газеты писали: «Григ – настоящий Орфей за фортепиано. Он в полном смысле очаровывал своих слушателей. В его душе, в его стиле игры есть что-то сверхъестественное, воздушное. Главное его обаяние заключалось в удивительной непринуждённости высказывания, глубокой лиричности, прочувствованности». В свои программы он включал самые известные из своих произведений. Одно из них – «Сердце поэта»

Исполняется «Сердце поэта» (авторская транскрипция для фортепиано)

  «Пер Гюнт» – замечательное создание Генрика Ибсена знаменитого норвежского писателя. Образ героя драмы был взят из норвежского фольклора, но сказочному персонажу Ибсен придал черты современного ему человека. Судьба Пера Гюнта: его жизнь, приключения в путешествиях, преданная любовь Сольвейг – лежат в сюжетной основе произведения. Музыку к своей драме Ибсен заказал Эдварду Григу. Григ с вдохновением взялся за работу, он чувствовал в себе силы воплотить в музыке картины природы Норвегии, фантастические сцены в лесу и горах, картины народного быта, простые человеческие чувства: любовь и отчаяние, воспоминание и надежду. Из музыки к драме Григ составил две сюиты, которые вскоре сделались едва ли не самыми известными его произведениями.

Исполняются: «Утро», «Танец Анитры» (фортепиано 4 руки)

  Заключает сюиту и наш концерт нежная и трогательная песня Сольвейг – гордость норвежской музыки, которая никого не может оставить равнодушным. Это сама девичья чистота и нежность, сама бездонная женская любовь и безграничная вера. Музыка чиста, как белоснежный покров горных вершин, свежа и благоуханна, как ландыш в весеннем лесу, проста и велика, как душа народа.

Исполняется: Песня Сольвейг (для голоса и фортепиано) или Песня Сольвейг (авторская транскрипция для фортепиано)

  Высоко ценил творчество Грига великий русский композитор П.И. Чайковский, он считал его своим другом, и отзывался о Григе с большой любовью: «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величаво широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик. Не удивительно, что Грига везде любят, что он всегда популярен».

Наш концерт окончен. Благодарим всех за внимание!

 

Картинки к концерту:

Детство Э.Грига

Юность Э.Грига

Отец Александр Григ

Мать Гесина Хагеруп

Уле Булль

Кабинет Грига

Свадебная фотография Нины и Эдварда

Эдвард и Нина Григ

Тролльхауген

Крестьянский танец Гангар

Крестьянский танец Нумедаль

Свадебная процессия в Хардангере

Природа Норвегии1

Природа Норвегии 2

Природа Норвегии 3

Природа Норвегии 4

Эльф

Гномы

Шествие гномов

Тролли