Мельникова Л.Л.

Сценарий концерта «Шубертиада»

На сцене интерьер гостиной, в которой собрались Ф.Шуберт с друзьями (братья Швинд, Мария Пахлер, сёстры Эстергази, Иоганн Майерхоффер, вдова Сансуси, Бауэрнфельд, сёстры Фрёлих, И.Гахи).

Ведущая:

– «Шубертиада» – так назывались встречи друзей и поклонников таланта Ф.Шуберта, австрийского композитора XIX века. Они были шумными, весёлыми и непринуждёнными. Здесь никто никого не стеснял и не подавлял. Один дополнял другого, а все вместе составляли ту благодатную духовную среду, в которой легко и славно живётся. На «Шубертиадах» пели, музицировали, читали стихи, танцевали, разыгрывали живые шарады. Всякий пришедший сюда вносил свою лепту. Такие встречи происходили в разных домах друзей Шуберта в городе и за его пределами. Летом друзья нанимали извозчика, садились в пролётку, до отказа облепив её, а то и просто брели пешком – отправлялись в Атценбругг. Здесь целыми днями гуляли по лугам и рощам, играли в мяч, устраивали пикники. По вечерам собирались в гостиной, Шуберт усаживался за рояль, и начинались танцы.

Шуберт подходит к роялю и играет 5 лендлеров соч.171  Танцует группа хореографического отделения

Ведущая:

– Каждый из этих танцев – маленькая жемчужина музыкального искусства. Звонкий лендлер сменял быстрокрылый галоп, грациозный вальс – тяжеловесный мечтательно-задумчивый немецкий танец. Сколько в них изящества, мелодичности. Красоты! Как-то даже не верится, что все эти пьесы создавались на лету. Шуберт не сочинял их заранее. Они, словно быстрокрылые голуби, выпархивали из-под его коротких и толстых пальцев и предназначались не для слушателей, а для танцующих. Поэтому под них так легко и свободно танцевалось!

Шуберт исполняет Вальс op.50, №13  Танцует группа хореографического отделения

Ведущая:

– Одним из самых близких друзей Шуберта был Мориц Швинд (ведущая представляет его, Швинд кланяется) прекрасный художник и тонкий ценитель музыки. Шуберт часто бывал в доме друга. Братья Швинды были одарены: увлекались поэзией, живописью, музыкой. Любимым их занятием была игра в 4 руки на фортепиано. Всё это очаровывало Шуберта. Друзья понимали друг друга с полуслова. Не было дня, чтобы Мориц не зашёл к другу, но никогда не мешал ему работать.

М.Швинд:

Да, если я появлялся утром, то Франц обычно сидел в халате, погружённый в работу. Он рассеянно подымал на меня глаза и почти машинально спрашивал: «Ну-с, как поживаешь? Что хорошенького?» Я знал, что отвечать не следует, Шуберт всё равно ничего не услышит. Поэтому я разрешал себе молча постоять несколько секунд, смотря на старшего друга обожающими глазами, и потом также молча скрывался. А вечером я приносил свои романтические зарисовки, созданные под впечатлением песен Шуберта. Мы делились впечатлениями и, конечно играли музыку нашего любимого Франца в дуэте с братом.

Братья Швинд исполняют 6 экосезов op.18а   для фортепиано в 4 руки

Ведущая:

– Самые возвышенные «Шубертиады» происходили в доме Пахлеров, центре музыкальной жизни г.Граца. Хозяйка дома Мария Пахлер (ведущая представляет её) - считалась первой пианисткой города, образованной и многосторонне одарённой женщиной

Мария Пахлер:

В нашем доме останавливались почти все венские артисты, приезжавшие на гастроли в Грац. Я счастлива тем, что была знакома с самим Бетховеном. Он благожелательно отзывался о моих исполнительских успехах. С благоговением я храню его письмо, в котором есть очень дорогие для меня строки: «Я ещё никогда не слышал, кто бы так хорошо исполнял мои композиции, как Вы, не исключая и крупных пианистов. У них ведь только техника, да аффектация. Вы – истинный пестователь моих духовных детищ». С такой же радостью и нетерпением в нашем доме ожидали прихода Франца Шуберта. К этому событию мы готовились заранее и разучивали его новые пьесы. Позвольте мне исполнить одну из них!

Исполняется Экспромт op.142, №3 (анданте с вариациями)

Шуберт:

Благодарю вас за прекрасное исполнение моей музыки! В вашем доме я провёл такие счастливые дни, каких у меня давно не было! В Граце мне было слишком хорошо; и в Вене я, право, никак не мог собраться с мыслями. Правда, Вена велика, но в ней нет сердечности, прямоты, нет настоящей мысли и разумных слов. Особенно здесь ощущается недостаток в делах, свидетельствующих о благородстве мысли. От всего сердца я ненавижу ту односторонность, которая заставляет многих жалких людей думать что то, чем они занимаются, и есть самое лучшее, а всё остальное – ничтожно. Одна красота должна вдохновлять человека всю его жизнь, но отблеск этого вдохновенья должен освещать всё остальное. Благородство в мыслях и делах, сердечное и безыскусственное общение людей – вот суть характера и программы творчества.

Исполняет Скерцо B-dur

Ведущая (представляет):

– Иоганн Майерхоффер – большой друг Шуберта, серьёзный и глубокий поэт, который, как и многие нынешние писатели, вынужден зарабатывать себе кусок хлеба, служа в императорской цензуре, любитель музыки, владеющий гитарой. С ним Шуберт делил кров и стол, снимая комнату у вдовы Сансуси (ведущая представляет её). Сансуси – означает беззаботная, но она как родная мать заботилась о друзьях, и они были от всего сердца благодарны ей.

Сансуси:

– Комната друзей была маленькой, но в ней не было тесно. Ни Майерхоффер, ни Шуберт не заботились о комфорте. Их занимало лишь дело, которому они отдали свои жизни. Шуберт вставал рано, едва начинало светать. Выпив крепкого кофе с булкой, он принимался за работу. Писал он упоённо и долго, пока голод не напоминал, что пора обедать. Кончив одно произведение, он тут же принимался за другое. Под вечер возвращался Майерхоффер и Шуберт освобождал ему стол. Майерхоффер писал стихи. Бывало, что вновь написанное сразу высекало искру в сердце Шуберта, и он сразу же подходил к роялю. Вообще они хорошо уживались друг с другом, хотя на мир глядели по-разному. Шуберт – ясными, улыбчивыми глазами, с любовью и теплотой. Майерхоффер – мрачно, с презрением. Но лучше о них скажет поэт, господин Бауэрнфельд (обращается к нему).

Бауэрнфельд читает своё стихотворение:

             – «Как играл в тот вечер Шуберт!

             – Торжество любви и света!

                И в углу зашевелились

                Мощи бедного поэта.

Плечи узкие расправил

Небывалой полон воли.

По худым щекам струились

Слёзы радости и боли.

С кресла медленно поднялся,

А когда умолкли звуки,

Подойдя к роялю, другу

Стал трясти в волненье руки.

И, затем, бокал наполнив,

Ощущая сил избыток,

С жестом царственным, спокойным

Выпил огненный напиток.

Ожил вдруг, разговорился.

Все, кто были в этом зале,

Удивлялись дерзким мыслям,

И речам его внимали.

Речь всё яростней, всё жарче.

Осмелев. Он рвётся в драку.

Вот он гневно переходит

На правительство в атаку.

Майерхоффер:

– Нам выпал горестный жребий жить в пору глухого безвременья. Да, были времена и хуже, но не было подлей! Мы родились в революцию, росли среди войн и мужали в годы самой свирепой реакции. Правительство Австрии, Меттерних уничтожают всех инакомыслящих, даже людей с твёрдым характером. Францу II не нужны гении, ему нужны верноподданные! Что скажешь об этом, Шуберт?

Шуберт читает собственное стихотворение Жалоба народу:

Ты, молодость, погибла в наши дни!

Давно народ свои растратил силы.

Всё так однообразно, так уныло.

В ходу теперь ничтожества одни.

Мне только боль великая дана,

И с каждым часом силы убывают.

О, разве и меня не убивают

Бессмысленные эти времена?

Подобно старцу хилому, народ

К постыднейшему тянется покою

И, угрожая ветхою клюкою,

Прочь гонит юность от своих ворот.

И лишь искусство, ты таишь в себе

Огонь эпохи действия и силы.

Ты нашу боль незримо утолило

И не сдалось безжалостной судьбе.

В один из таких мрачных часов, когда я особенно болезненно ощущаю ничтожность жизни, я понимаю, что именно искусство должно быть зеркалом «эпохи действия и силы». Все мои мысли и чувства я выразил в музыке!

Исполняется Военный марш op.51 для фортепиано в 4 руки

Ведущая:

– Шуберта везде встречали с распростёртыми объятиями. Быть может, лучше всего это было заметно в доме сестёр Фрёлих. Анна Фрёлих была учительницей пения в консерватории, опекала младших сестёр. Все они были прекрасными любительницами музыки. Весёлая компания Шуберта часто заходила в их весёлый и уютный дом. Молодые люди играли, пели, читали  стихи, спорили и, конечно, танцевали,

Исполняется 3 немецких танца D.972 для фортепиано в 4 руки

Ведущая:

Талант Шуберта по заслугам был оценён знаменитым венским меценатом графом Эстергази. Эта аристократическая семья с давних пор считала своим долгом опекать талантливых музыкантов. Дед главы дома прославился тем, что у него свыше 30 лет прослужил в качестве домашнего капельмейстера Й.Гайдн, отец – поддерживал Бетховена, теперь в круг семьи вошёл Шуберт. Ему предложили давать уроки фортепианной игры юным графиням во время их летнего пребывания в венгерском замке Желиз. Ученицы, особенно 13-летняя Каролина были даровиты. Они тонко чувствовали музыку и любили её. Занятия были не в тягость, а в удовольствие им и Шуберту.

Сёстры Эстергази исполняют Два галопа соч.49, 91b для фортепиано в 4 руки

Ведущая:

– В очередной приезд в Желиз, занятия музыкой для Шуберта были особенно желанны. Франц был влюблён… Влюблён всем сердцем в младшую дочь Каролину. Ей он оставался верен до конца своих дней. Каролина ценила Шуберта, ценила его гений, но не подозревала, что любовь была так сильна. О чувствах Франца она узнала из его слов. Однажды она в шутку упрекнула его в том, что он не посвятил ей ни одного из своих сочинений. На что композитор ответил: «К чему же? Ведь и так всё посвящается Вам!»

Исполняется Фантазия f-moll, op.103 (ч.1, ч.2,  ч.3) для фортепиано в 4 руки

Ведущая:

– Однажды Шуберт обнаружил новые стихи Мюллера и был поражён родством душевных переживаний героя с мыслями о своей судьбе. «Одиночество, безысходность, горе, страдание знакомы каждому художнику» – думал Франц, вчитываясь в стихи. Окончив чтение, он понял, что может и должен написать о себе и о времени, о своей судьбе и судьбе своего поколения. Стихи безотрадные, как окружающая жизнь и печальные, как скованная стужей природа, настолько завладели им, что он перестал встречаться даже с самыми близкими друзьями. На удивлённый вопрос Шпауна он ответил: «Приходи сегодня к Шоберу, я вам спою цикл ужасных песен» Проникновенным голосом он спел весь «Зимний путь», все были подавлены мрачным колоритом песен. Шоберу понравилась только «Липа», которая стала истинно народной песней в Австрии и Германии.

Исполняется песня  "Липа" из цикла «Зимний путь»

Ведущая:

– Но очень скоро все были без ума от этих грустных песен, которые неподражаемо исполнял Фогль (ведущая представляет)певец придворной оперы, необычайно начитанный и образованный человек, владеющий иностранными языками, сочиняющий музыку, автор работ о пении. Благодаря его исполнению вся Австрия узнала песни некому неизвестного композитора Франца Шуберта.

(Обращаясь к Фоглю) - Вы помните вашу первую встречу с Шубертом? В назначенный час вы с величественным видом вошли в квартиру Шобера. Маленький и незаметный Франц несколько раз неуклюже поклонился и, заикаясь от смущения, промямлил несколько довольно бессвязных слов

Сцена встречи

Шуберт (смущённо, несвязно):

– Господин Фогль, я крайне признателен за честь, которую вы мне оказали своим знакомством…

Фогль:

– Ну, что там у Вас есть? Аккомпанируйте мне!

(Шуберт протягивает ноты, Фогль рассматривает их, напевая вполголоса)

(довольно холодно) Недурно… (затем приветливо) В вас что-то есть! Вы не шарлатан! (присутствующие на сцене смеются)

(Обращаясь к зрителям) – Так я стал частым гостем «Шубертиад» и самым горячим поклонником творчества Шуберта.

Исполняется  песня "В путь"из цикла «Прекрасная мельничиха»

Ведущая:

– Летом 1819 года Фогль пригласил Шуберта провести вместе отпуск на своей родине – в Штейре. Центром музыкальной жизни в Штейре был большой красивый дом на Марктплац управляющего рудниками Сильвестра Паумгартнера, страстного любителя музыки. На 2-м этаже дома был музыкальный зал, где устраивались музыкальные вечера. Хозяин дома недурно играл на нескольких духовых инструментах и на виолончели. Однажды Паумгартнер заказал Шуберту фортепианный квинтет. Заказ пришёлся Шуберту по душе. Чтобы порадовать своего гостеприимного хозяина, Шуберт вставил перед финалом отдельную 5-ю часть, в которой мелодия очаровательной песни «Форель» повторялась в пяти вариациях. Таким образом, это произведение получило название «Фореллен квинтет».

Исполняется Фортепианный квинтет "Форель" (часть 5)

Ведущая:

– Однажды песни Шуберта попали к Бетховену. Ознакомившись с ними, великий композитор повеселел: «Поистине в этом Шуберте живёт искра Божья – восторженно повторял он – этот ещё заставит весь мир говорить о себе!» Так Бетховен благословил Шуберта! Но он получил не только бетховенское благословление, но и стихи, побывавшие в его руках. Это были стихи Рельштаба, на которые Бетховен так и не успел написать музыку. Стихи, сохранившие пометки и замечания великого композитора попали к Шуберту, словно ему было предназначено закончить то, что не успел завершить Бетховен. Это побудило Шуберта к созданию новых шедевров, одним из которых является «Вечерняя серенада».

Исполняется Вечерняя серенада Ф.Шуберта для голоса и фортепиано

Ведущая:

– Музицировали и в доме торговца железом Иосифа фон Колера. Здесь была исполнена баллада «Лесной царь» в виде сцены. Шуберт пел партию отца, дочь Колера Пепи – ребёнка, Фогль – лесного царя, Штадлер аккомпанировал на фортепиано.

Исполняется Баллада «Лесной царь»

Ведущая:

– Венцом «Шубертиад» стал музыкальный вечер 15 декабря, на которую Шпаун пригласил как близких, так и не столь близких людей. Музыкальная комната была переполнена. Шуберт сидел за фортепиано, Фогль пел. По требованию слушателей они исполнили около 30 песен. Все были охвачены истинным воодушевлением. Затем Шуберт с Гахи сыграли несколько пьес Шуберта для фортепиано в 4 руки. После музыкальных выступлений приступили к ужину, потом снова танцевали. Это был тот самый вечер, который изобразил на своей картине М.Швинд.

Исполняется Полонез op.61, №1 для фортепиано в 4 руки

Ведущая:

Шубертом написано множество маршей, фантазий, танцев и других пьес для фортепиано в четыре руки. Эти произведения стали своеобразным музыкальным дневником композитора, его автобиографией. В четырёхручном музицировании Ф.Шуберт воплотил дорогую ему идею дружбы и взаимопонимания родственных душ. Показательны в этом смысле некоторые названия пьес («Наша дружба неизменна») и исполнительские приёмы (перекрещивание рук партнёров), символизирующие клятву в верности. Постоянным партнёром Ф.Шуберта в дуэтном музицировании был Йозеф Гахи (ведущая представляет его).

Йозеф Гахи:

– Часы, проведённые мною в совместной игре с Шубертом, принадлежат к счастливейшим часам моей жизни, и я не могу вспоминать о том времени, не расстрагиваясь до глубины души. В таких случаях я не только знакомился со многими новыми сочинениями, но пламенное, энергичное исполнение моего партнёра доставляли мне большую радость!

Как-то мы сидели почти до полуночи, и я никогда не видел Франца таким, и не слышал! Серьёзный, глубокий и словно вдохновенный. Как он говорил об искусстве, о поэзии, о своей молодости, о друзьях и других выдающихся людях, об отношении между идеалом и жизнью.

Шуберт читает своё стихотворение:

Моя молитва.

Вновь священные томленья

Мчат в надзвёздные селенья,

Чтоб заполнить мир пустой

Золотой своей мечтой.

Бог-отец! Страдальцу-сыну

Ты в награду за кручину

Ниспошли надежды луч.

Ты, единственный могуч!

Словно присуждённый к плахе,

Пред тобой лежу во прахе.

Пламя адово в груди,

Вижу гибель впереди.

Душу страждущую эту

Погрузи скорее в Лету,

А затем воздвигни вновь

Мир, где властвует любовь.

Исполняется "Ave Maria" (срипка и ф-но)

Ведущая:

– Стихию творчества Шуберта, излучающего «невиданный свет», составляли добро, истина и красота. Дружба была его единственным прибежищем в полной лишений и страданий жизни. Музыка Франца Шуберта радует, утешает и нас во всех жизненных обстоятельствах. Но, помня о его короткой жизни, соглашаемся с надписью на памятнике: «Музыка погребла здесь богатство своё, и ещё более прекрасные надежды».

Приложения:

Картины к концерту "Шубертиада"

Ф.Шуберт
М.Швинд.Шубертиада
Ю.Шмид. Шубертиада
И.Тецлер. Три друга

Живая картина
М.Швинд.Свадебное путешествие
Сёстры Фрёлих
Мария Пахлер
Дворец Эстерхази
И.Фогль
Крестьянский танец
Лесной царь
Л.Купельвизер. Поездка из Аценбругга в Аумюхль
Поместье Желиз
В.Ридер. Шуберт в 1825 г.
Графиня Каролина Эстергази

К.Шпицвег:
Бедный поэт
Пикник
Серенада

Серенада
Художник в саду

Воскресная прогулка

Вечный жених

Читающий газету

 

Видеоролик

 

Ф Шуберт. Музыкальный момент фа-минор