Мельникова Л.Л.

Сценарий концерта «Традиции домашнего музицирования в семье И. С. Баха»

Вступление (звучит Бранденбургский концерт № 2)

    Прислушаемся к музыке И.С. Баха! Она создана два с половиной века назад, но понятна и близка нам, потому что наполнена человеческими чувствами. В ней радость и горе, жизнь и смерть, лёгкая дымка печали и возвышенная скорбь, лирическая углублённость и непосредственный юмор, серьёзные размышления и радость народно-жанровых сцен. Его музыку любит и почитает весь мир. Мечтал ли сам композитор о такой славе? Наверное, он удивился бы этому. Ведь он писал музыку «во славу Господа», жил и творил придерживаясь сложившихся традиций в композиции, религии, быту.

   Семья Баха выводила своё генеалогическое древо от Фейта Баха – прапрадеда Иоганна Себастьяна. Фейт был булочником и часто ездил на мельницу за мукой. Пока вертелись мельничные колёса, он не тратил времени даром и играл на цитре. Мог ли он представить, что занятия музыкой окажутся основным средством для существования двух его сыновей, четырёх внуков, восьми правнуков и их потомства. После Фейта вопрос о выборе профессии в семействе Бахов не возникал. Бах – значит музыкант.

   Все члены этого великого клана были очень привязаны друг к другу. У них был обычай собираться раз в год в каком-нибудь из городов Тюрингии. Представьте, как один за другим входят в парадную залу Бахи – солидные и помоложе, в париках по моде того времени, в шерстяных или шёлковых кафтанах, украшенных металлическими пуговицами и вышивкой. С ними их жёны и дочери, приветливые и опрятные, в белоснежных чепцах, плотно закрывающих волосы. Такие семейные собрания начинались с пения молитв.

На сцену выходит группа хора. Исполняются молитвы: Утренняя молитва Молитва-покаяние

История создания «Каприччио на отъезд возлюбленного брата»

   В один прекрасный день1704 года к Иоганну Себастьяну в Арнштадт приехал его брат Якоб: «Любезный брат, я приехал проститься!» «Что случилось, дорогой Якоб, что ты задумал?» - взволновался Иоганн. Оказалось, что Якоб завербовался в гвардейский оркестр армии шведского короля Карла XII. Родные отговаривали юношу: «Зачем ехать в чужие края, да ещё в такое беспокойное время, когда идёт война?» Но Якоб был непоколебим. Ему хотелось странствовать, повидать белый свет. И тогда Бахи решили проводить Якоба в дорогу. Близкие и друзья собрались в Арнштадте. Иоганн Себастьян подошёл к клавесину, стоящему в зале и объявил, что сейчас он исполнит пьесу, написанную им в честь отъезда Якоба. В ней шесть частей: «Ласковые увещевания друзей, чтобы удержать его от путешествия», «О различных казусах, которые могут с ним приключиться на чужбине», «Всеобщий плач друзей», «Здесь приходят друзья, и, видя, что ничего не поделаешь, прощаются с ним», «Ария почтальона», «Фуга в подражание рожку почтальона».

Исполняется  Каприччио на отъезд возлюбленного брата

 

Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах

   В возрасте сорока лет Бах уже глава большого семейства. После смерти жены Марии Барбары Бах нашёл новую подругу жизни – Анну Магдалену. Брак был во всех отношениях вполне счастливым. Анна Магдалена оказалась не только заботливой хозяйкой, с любовью принявшей осиротевших детей, но и музыкантшей, понимавшей творчество мужа. У неё было красивое сопрано. Муж обучал её игре на клавире, исполнению цифрованного баса. Ученица щедро отплатила ему, помогая переписывать ноты. С годами её почерк стал так похож на почерк Баха, что их трудно было различить. Она приучала к переписке нот и детей. Сохранились две «Клавирные книжечки Анны Магдалены Бах», в которых собраны нетрудные клавирные пьесы, хоралы и песни. Сейчас прозвучат пьесы из этого сборника.

Исполняются пьесы из Нотной тетради А.М.Бах

Арии для А.М.Бах.

Однажды, вернувшись домой, Бах умилился, застав такую картину: Анна Магдалена исполняла его жигу, а двое малышей кружились в танце. Магдалена воскликнула: «Сам младенец Иисус с радостью танцевал бы под эту мелодию!» Бах подошёл к жене и поцеловал её в затылок: «Это ты хорошо сказала, сердечко моё!» – промолвил он. «Я любила долгие осенние и зимние вечера, – вспоминала Анна Магдалена, – когда дети укладывались спать, а мы с Себастьяном садились за своё обычное занятие – копирование музыки. Две свечи стояли между нами. Так тихо и радостно мы работали бок о бок, храня глубокое молчание. Часто на него нисходило вдохновение, он брал чистый нотный лист из стопки, что я всегда клала рядом с ним, и набрасывал то, что рождалось в его душе – этом неисчерпаемом источнике музыки. Одна песня настолько потрясла меня, что я не смогла её сразу спеть – так дрожал у меня голос:

"Коль ты со мной,

Без сожаленья

Последний обрету покой.

Пускай в последнее мгновенье

Замкнёт мне очи Провиденье

Твоею нежною рукой".

Исполняются:  Ария "Твой светлый взгляд" из «Нотной тетради А.М. Бах»

                            Песня-утешение

О «кводлибете»

   Анна Магдалена восхищалась своим мужем: «Себастьян всегда был готов сойти со своих горных высот и легко взять за руку каждого ребёнка или начинающего музыканта, чтобы вести их к совершенству. Я видела как молодые люди, его ученики, шли на урок, дрожа от волнения, и возвращались, растроганные его добротой. Но, бывало, бледнели, когда Бах сердился. Однажды он сорвал с себя парик и в сердцах нахлобучил его на голову незадачливому ученику, назвав его «клавирным жуликом и пустобрёхом». Великий композитор любил пошутить и с удовольствием сочинял музыкальные шутки – кводлибеты. Это нечто вроде попурри, где серьёзные мелодии соединялись с темой какой-либо уличной песенки. Слово «кводлибет» означает – «всё что угодно».

Исполняются: «кводлибет»(на тему прелюдии C-dur из ХТК поётся песенка «Чижик-пыжик»)

         Песня "Старая трубка"

        Шутка (для ф-но в 4 руки)

 

О маленьких прелюдиях

   И.С. Бах сам занимался музыкальным воспитанием своих детей. Обучение игре на клавикорде он начинал с упражнений каждой рукой отдельно. И, если терпение ученика истощалось, то Бах любезно сочинял для него небольшие пьесы, часто прямо на уроке. Так возникли маленькие прелюдии. В этих небольших пьесах обнаруживается непостижимое величие Баха, сыграв их раз – забыть невозможно! Возвращаясь к ним, мы находим новые восхитительные черты.

Исполняются Маленькие прелюдии:

   12 маленьких прелюдий для начинаюших

   6  маленьких прелюдий для начинающих

Об инвенциях

   Самый старший и самый талантливый сын Баха – Вильгельм Фридеман. Для его обучения Бах создал целую школу игры на клавире, по которой потом учились многие и многие. «Клавирная книжечка Вильгельма Фридемана», наряду с упражнениями и пьесами различных авторов, содержит великие произведения И.С. Баха, которые играют дети всего мира. Это знаменитые инвенции.

   Латинское слово «инвенцио» означает изобретение, выдумку. Для каждой инвенции Бах придумал особый план построения, форму, ритм. Но есть одна общая черта, объединяющая инвенции, – они полифоничны, то есть, основаны на сплетении самостоятельных голосов. Очень трудно научиться вести одновременно несколько голосов так плавно и отчётливо, как будто их играет не один пианист, а поют два или три певца. Это сложно выполнить даже на современном фортепиано, с его гораздо более певучим звуком, чем был у тех старинных клавесинов и клавикордов, на которых играли во времена Баха. А, между тем, Иоганн Себастьян требовал от всех своих учеников, чтобы они ни в коем случае не «бренчали», но играли бы плавно и мягко.

   Он выработал свою особую технику игры, которая сильно отличалась от принятой в его время. Тогда играли вытянутыми пальцами, а Бах требовал, чтобы пальцы были слегка закруглены. Тогда играли только вторым, третьим, четвёртым и пятым пальцами, а Бах использовал и первый, подкладывая его в случае необходимости, как это делают и теперь.

   Инвенции непросты. Бах, создавший их для своего сына и других учеников, высоко судил о людях девяти – тринадцати лет. В этом возрасте человек может думать об очень серьёзных вещах: первые мысли о жизни и смерти, желание узнать и понять мир, проникнуть в тайны бытия. С какой силой выражает всё это музыка великого композитора! Недаром её так любят учёные, философы, поэты – все те, кому открылся беспредельный мир мысли.

Исполняется 2-хголосная инвенция фа-мажор

 

О партитах

   В возрасте сорока одного года И.С. Бах опубликовал своё произведение для домашнего музицирования – партиты. Полное название сборника таково: «Клавирные упражнения, состоящие из прелюдий, аллеманд, курант, сарабанд, жиг, менуэтов и прочих пьес, написанных для развлечения любителей». Партиты произвели большую сенсацию в музыкальном мире. «Никогда ещё не видали и не слыхали таких превосходных клавирных сочинений. Тот, кто хорошо выучил несколько пьес из этого сборника, мог составить себе положение в обществе» – писал ученик И.С.Баха Форкель.

Исполняется Партита №2, до-минор, ч.1 симфония

 

О Хорошо темперированном клавире.

   Находясь на службе при дворе герцога Вильгельма Сакс-Веймарского, а затем принца Леопольда Анхальт-Кётенского, Бах должен был сочинять и исполнять камерную музыку. Для этого были написаны 48 прелюдий и фуг для клавира, чрезвычайно высоко ценимые серьёзными музыкантами. Они предназначались «для пользы и употребления жаждущей учения музыкальной молодёжи, равно как и особого времяпрепровождения тех, кто в таковом учении уже преуспел». «Эта музыка не для эстетического наслаждения – она поучает и утешает. В ней звучат радость, скорбь, плач, жалобы, смех, но всё это преображено в звук так, что переносит нас из мира суеты в мир покоя, будто сидишь на берегу горного озера и в тишине созерцаешь горы, леса, облака в их непостижимо глубоком величии» (А. Швейцер).

   Анна Магдалена часто упрашивала мужа, когда у него выдавалась свободная минута, сыграть ей какую-нибудь прелюдию и фугу, а то и две. «Ты сделаешь из меня плохо темперированного музыканта, если не оставишь меня в покое с Хорошо темперированным клавиром» - сказал он как-то сидя за инструментом и обнимая её. «Пожирательницей фуг» называл он в шутку свою жену, которая находила фуги Иоганна свежими, блестящими и весёлыми или нежно-печальными и торжественными.

Исполняется прелюдия и фуга из ХТК (уртекст)

 

Музыкальные собрания в «Кофейном доме Циммермана»

   В доме И.С. Баха всегда много молодых людей: дети, ученики, студенты Лейпцигского университета, с которыми у него самые живые связи. И не только потому, что в это время в университете учатся его сыновья. Но ещё и потому, что Бах руководит Collegium musicum – студенческим музыкальным обществом – кружком самодеятельности, выражаясь современным языком. Он с удовольствием дирижирует студенческим оркестром. Среди будущих юристов и медиков много одарённых музыкантов, преданных искусству. Бах сочиняет для них оркестровые сюиты, инструментальные концерты, светские кантаты. Студенческое общество устраивает публичные музыкальные собрания, славящиеся на весь город. Концерты проходят каждую неделю по пятницам от восьми до десяти часов вечера в «Кофейном доме Циммермана».

Исполняется К.Ф. Бах. Менуэт для двух скрипок (флейт) и баса

                        В.Ф.Бах. "Весна"

 

И.С. Бах и религия

   Основную часть жизни И.С. Бах проработал в церкви; естественно, что большая часть его музыки написана для Богослужений. Великий композитор был глубоко верующим человеком, свои обязанности он выполнял не только по велению долга, но и по убеждению. Библия – его настольная книга. Музыкальное обучение своих детей он также почитал религиозным делом. Об этом говорят его надписи перед первыми пьесами клавирной книжечки Фридемана: «Во имя Иисуса!» Бах часто повторял своим детям и ученикам: «Музыка должна служить славе Господней и воскрешению духа. И, если это не принимается во внимание, то нет и подлинной музыки, а есть лишь дьявольское треньканье и монотонный шум». Религиозное сознание не покидало его и во время сочинения светской музыки.

Ария Петра («Страсти по Матфею») для голоса в сопровождении фортепиано

 

Заключение (звучит Бранденбургский концерт № 2)

Музыка И.С. Баха звучит в разных концах света. Но особый вклад в признание его величия находится в космосе, в тысячах миль от земли. В 1977 году был запущен космический корабль «Вояджер», на борту которого находится золотой диск с музыкой И.С. Баха, готовый зазвучать, если этот корабль встретит жизнь на других планетах. Первыми звуками, представляющими наше человечество другим внеземным цивилизациям, будет Бранденбургский концерт № 2.

                                                         (конец)

 

  Приложение:

 

 Картины  к концерту "Традиции домашнего музицирования в семье И.С.Баха"

   Э.Розенталь. И.С.Бах с семьёй
  
И.С.Бах с сыновьями
   Е.Г.Гауссманн. Портрет И.С.Баха
   Портрет. И.С.Баха в молодости
  
Города, где жил Бах
   Дом И.С.Баха
  
И.С.Бах играет на органе
  
Музицирование

   Домашний концерт с участием семьи И.С.Баха
 
А.фон Менцель. Концерт в Сан Суси (сыновья Баха аккомпанируют королю Фридриху     Великому)
 
Концерт в кофейне

  Отец И.С. Баха - Иоганн Амвросий Бах
 
Дом-музей И.С.Баха в Эйзенахе
 
Памятник Баху у церкви Св.Фомы

  Афиша к концерту "И.С.Бах"