Мельникова Л.Л.
Сценарий концерта «Вечер семейного ансамбля»
Ведущая:
– Дорогие друзья! 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи, и это не случайно! Ведь семейный образ жизни, выверенный столетиями и опытом многих поколений, является высшей ценностью. Семья даёт ребенку и взрослому человеку чувство любви, защищенности, заботы, надежности, привязанности, обеспечивает связь поколений. Семья необходима не только для жизни и развития каждого человека, но и для процветания всего государства. Огромную роль в деле формирования и укрепления семейных традиций играет домашнее музицирование. «Благоуханным цветком добродетели» называли музыку в Древнем Китае, а древнегреческие философы считали, что искусство музыки оказывает благотворное влияние на моральные качества человека, является для души тем же, что и гимнастика для тела.
Замечено, что восприятие музыки в коллективе отличается от индивидуального. Взаимное эмоциональное состояние приводит к огромной концентрации чувств, усиливает воздействие музыки. Поэтому совместное музицирование воспитывает чувства общности, духовной близости с окружающими людьми.
Теме «Традиции домашнего музицирования» был посвящён цикл концертов в Норильской детской школе искусств, а сегодняшний «Вечер семейного ансамбля» завершает его. В нашу импровизированную гостиную мы приглашаем семьи профессиональных музыкантов и любителей. Давайте поговорим с ними о традициях домашнего музицирования и послушаем музыку в их исполнении.
(На сцену выходят Полина и Лена Ивановы, Елена Викторовна и Катя Петровы; рассаживаются у столика)
Ведущая:
– Принято считать, что рождение светского музицирования связано с введением Петром I ассамблей. Музыка, звучавшая во время танцев и застолий, объединяла людей, способствовала непринуждённости в общении. Охотно музицировали и сами дворяне; они учились петь, играть на музыкальных инструментах. Богатые владельцы крепостных музыкантов содержали театры, оркестры, капеллы. Так в России XVIII века зарождались традиции усадебного музицирования.
Полина:
– Тогда же впервые широко распространилась продажа нот, и они хорошо раскупались, несмотря на высокую цену. Выбор был широким и мог удовлетворить запросы всех слоёв населения: от любителей народных песен – до театралов.
Лена:
– Представьте себе, что наряду с нотами, музыкальными инструментами продавались и…крепостные музыканты поодиночке и целыми оркестрами!
Елена Викторовна:
– Да, из крепостных крестьян вышло немало талантливых музыкантов!
Полина:
– В те времена особенной популярностью пользовались сборники танцевальной музыки отечественных композиторов: А.Д.Жилина, А.П.Есаулова, Ф.М.Дубянского, А.Н.Титова, В.Ф.Трутовского. (Обращается к Лене) Не правда ли, эти салонные миниатюры совсем не трудны для исполнения?
Лена:
– Да. Но, как считал Асафьев, они «образовывали уши публики, готовя их к восприятию более сложных произведений последующих композиторов».
Ведущая:
– Какое удачное начало концерта! Позвольте открыть его исполнением незатейливой вещицы и постепенно подготовить публику к серьёзной музыке!
Титов Н. Вальс для виолончели и ф-но – исп. Ивановы Полина и Лена
Ведущая:
– Большой спрос в России был и на вокальную музыку. Особенный успех сопутствовал песням и романсам Александра Варламова.
Елена Викторовна:
– И не случайно! Ведь он был замечательным вокальным педагогом, автором первой русской школы пения.
Катя:
– Его талант был замечен великой княгиней Анной Павловной, и Варламов долго служил при её дворе в Брюсселе и Гааге.
Елена Викторовна:
– А позже, когда он был принят на должность капельмейстера московских театров, Варламов писал музыку для водевилей и комедий.
Катя:
– Однако до наших дней дошли, в основном, его романсы. Один из них, «На заре, ты, её не буди», мы подготовили с мамой к концерту. Позвольте нам исполнить его!
А. Варламов. «На заре, ты, её не буди» – исполняют Петровы Катя и Елена Викторовна.
Ведущая:
– В XIX веке домашнее музицирование входило в быт горожан. «Музыка прошлой зимой вскружила всем головы, вся Москва пела» – замечает Батюшков. Своеобразными «академиями изящных искусств» на дому были музыкальные собрания у графини Разумовской, братьев Вильегорских, Одоевского, Волконской, Львова. Рядом с великосветскими салонами возникали музыкальные кружки и собрания в слоях среднего и мелкопоместного дворянства, в интеллигентской, служилой среде. Так у А. Дельвига дважды в неделю устраивались вечера, на которых играла его жена и некоторые из гостей. Да и сам Дельвиг прекрасно исполнял русские народные песни и романсы.
Лена:
– На этих вечерах бывал и А.С. Пушкин. Не о них ли писал он в стихотворении «Признание»?
И ваши слёзы в одиночку,
И речи в уголку вдвоём,
И путешествие в Опочку,
И фортепьяно вечерком.
Полина:
– Конечно! Возможно, там мог звучать и романс Михаила Глинки «Не искушай» на слова Евгения Баратынского. Мы часто поём его вместе с подругами, а Елена Викторовна нам аккомпанирует.
Глинка М. Не искушай...(сл. Е.Баратынского) – исп. Полина, Лена, Катя (вокал); аккомпанирует Елена Викторовна.
(после окончания выступления уходят со сцены)
Ведущая:
– Во второй половине XIX века в Петербурге возникло творческое содружество страстных любителей музыки: М.А.Балакирева, профессора инженерной академии Ц.А.Кюи, военного офицера М.П.Мусоргского, учёного-химика А.П.Бородина, и морского офицера Н.А.Римского-Корсакова. Они собирались раз в неделю «помузыканить»: поиграть произведения композиторов-классиков, показать свои сочинения и обсудить их. В одну из встреч произошла забавная история. О ней расскажут наши гости – семья Сидоровых (Елена Владимировна и её дочери Ольга и Анна) и семья Михайловых (Ирина Валентиновна с сыном Кириллом и дочерью Юлией).
(Гости выходят на сцену и рассаживаются за столом)
Ирина Валентиновна:
– Мы принесли интересный сборник, это – пьесы русских композиторов. Здесь Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский, Кюи, Балакирев – целое содружество!
Анна:
– Это содружество имеет своё название – «Могучая кучка».
Ведущая (читает название сборника):
– «24 вариации и парафразы на одну тему». Интересно, какова история создания этого коллективного произведения?
Ирина Валентиновна:
– Всё началось очень забавно: однажды маленькая воспитанница Александра Бородина Ганя попросила поиграть с ней в четыре руки. Но весь репертуар маленькой девочки сводился к умению играть двумя указательными пальцами «Котлетную польку». Юля, (обращается к дочери) наиграй нам эту тему!
Юля (играет, затем обращается к присутствующим):
– У этой темы смешное название «Та-ти, та-ти»!
Анна:
– Да, его придумал Стасов.
Ирина Валентиновна:
– А Бородин сочинил к этой теме несколько видов аккомпанемента: в характере танца, марша, реквиема и другие. Послушайте одну из этих забавных пьесок! Мы с Юлей исполним Польку.
Бородин А. Полька для ф-но в 4 руки – исп. Михайловы Юля и Ирина Валентиновна.
Елена Владимировна:
– Представьте себе, что эта идея увлекла всех композиторов «Могучей кучки»! В короткое время они сочинили 24 вариации, финал и отдельные пьесы на эту тему.
Ирина Валентиновна:
– Более того, эти парафразы были посланы Ференцу Листу! И он прислал восторженный ответ (читает): «Уважаемые господа! В форме шутки вы создали произведение с серьёзным значением. Вот, наконец, превосходно сжатое руководство науки, музыкальной гармонии, контрапункта, ритмов и того, что называется по-немецки Formenlehre (учение о форме). Я охотно предложу профессорам композиции всех консерваторий принять ваши парафразы за практическое руководство при преподавании». К письму прилагалась и прелюдия, написанная Ф. Листом к польке Бородина.
Ведущая:
– Я знаю, вы разучили её с Юлей! Познакомьте нас и с этой вещицей!
Ирина Валентиновна:
– Охотно! (объявляет) Лист Ф. Прелюдия – исп. Михайловы Юлия и Ирина Валентиновна.
Елена Владимировна:
– А мы с девочками подготовили из этого сборника пьесу Н.А.Римского-Корсакова «Трезвон» и восхитились умением композитора создать сложное полифоническое произведение из простой темы. Мы впервые в своей музыкальной практике встречаемся с таким полифоническим приёмом как проведение темы в многократном увеличении и уменьшении!
Ведущая:
– С удовольствием послушаем!
Римский-Корсаков. Трезвон (ф-но в 6 рук) Исполняют Сидоровы Елена Владимировна, Ольга и Анна.
Ведущая:
– А чем нас порадует Кирилл?
Кирилл:
– Мы с мамой исполним Неаполитанский танец Чайковского из балета "Лебединое озеро" в переложении для фортепиано в 4 руки К.Дебюсси.
(Произведение исполняется Михайловыми Кириллом и Ириной Валентиновной, затем все участники уходят со сцены)
Ведущая:
– Рядом со светским музицированием бурно развивалось и народное музыкальное творчество. Русский народ создал богатый фольклор. «Видите-ли, – писал Стасов Балакиреву, – каков музыкальный характер нашего племени: воины идут на войну – с гуслями, купцы идут на смерть – с гуслями. И до сих пор – сваи вколачивают с песнью, якорь тянут с песнью, солдаты на штурм идут с песнью».
(На сцену выходят Носовы Павел и Юрий Сергеевич, Заварзины Миша и Денис)
Павел:
– Да, народная музыка была слышна везде. На улицах, площадях и во дворах звучали нехитрые мелодии шарманки; лотошники нараспев предлагали свои товары, пели песни крестьяне.
Юрий Сергеевич:
– А в городской среде ремесленников, солдат, прислуги и извозчиков можно было услышать и балалаечный наигрыш, вроде того, что мы с тобой разучили.
Ведущая:
– С удовольствием послушаем!
Шалов. Шуточная – исп. Носовы Павел (фортепиано)и Юрий Сергеевич (балалайка)
Ведущая:
– Дорогие друзья! Мы должны знать и помнить о том, что любовь к народной песне, к родной мелодии это надёжный мостик любви к родному народу, стране. Приобщаясь к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, мы воспитываем в себе и детях гражданственность – важную часть духовной культуры семьи. Мы должны осознать и то, что национальное – это форма проявления общечеловеческого; каждая национальная музыка обогащает и мировую музыкальную культуру.
Гурилёв А. "Не шуми, ты, рожь" в переложении для 2-х аккордеонов А. Мирека – исп. Заварзины Миша и Денис (после исполнения уходят со сцены)
Ведущая:
– А теперь перенесёмся мысленно в Тюрингию XVIII века, где проживало славное семейство Бахов, служившее музыке в пяти поколениях. Все члены этого великого клана были очень привязаны друг к другу. У них был обычай собираться раз в год в каком-нибудь из городов Тюрингии.
(на сцену выходят Борисовы Александр и Любовь, Константиновы Нелли и Ксения).
Ведущая:
– Представьте, как один за другим входят в парадную залу Бахи – солидные и помоложе, в париках по моде того времени, в шерстяных или шёлковых кафтанах, украшенных металлическими пуговицами и вышивкой. С ними их жёны и дочери, приветливые и опрятные, в белоснежных чепцах, плотно закрывающих волосы. Такие семейные собрания начинались с пения молитв.
И.С. Бах. Покаянная молитва (исполняют хором)
Ведущая:
– После скромного застолья начинался настоящий концерт. Иоганн Себастьян Бах очень гордился тем, что его семья может составить целый ансамбль или даже оркестр! Кроме того, его сыновья были и прекрасными композиторами. Послушайте менуэт для двух скрипок и клавира одного из сыновей Баха - Карла Филиппа.
К.Ф. Бах. Менуэт для двух скрипок и баса - исп. Борисовы Александр, Дмитрий и Любовь
Ведущая:
– Профессия И.С. Баха была определена с детства традициями семьи. Но неужели все великие композиторы – дети музыкантов?
Нелли:
– Не всегда! Например, Йозеф Гайдн – выходец из простой семьи каретника и кухарки. Но в доме часто звучала музыка. Отец прекрасно пел и аккомпанировал себе на арфе. К родителям приходили соседи, и тогда до позднего вечера пели песни, танцевали, музицировали. К пяти годам и маленький Йозеф напевал несложные мелодии.
Ксения:
– А в двадцать лет он – уже известный в городе музыкант. Часто музицирует в кругу любителей музыки, пишет для них несложные произведения. Для графа Фюрнберга и его друзей-меломанов: библиотекаря, аптекаря, чиновника и торговца игрушками – Гайдн сочиняет трио, квартеты, серенады.
Ведущая :
– Вы неплохо знаете биографию Гайдна! Видимо, вы увлеклись его музыкой?
Нелли:
– Да. Мы с Ксенией даже разучили его серенаду.
Гайдн Й. Серенада для скрипки и ф-но,
Менуэт F для скрипки и ф-но – исп. Константиновы Нелли и Ксения (после исполнения уходят со сцены)(На сцену выходят Шерстнёвы Настя и Владислав, Солдатовы Лиза и Анна)
Ведущая:
– Как часто в среде истинных любителей музыки будущие гении находят одобрение, поддержку и почитание своего таланта! А было ли такое окружение у Бетховена?
Настя:
– Да! В доме Брейнингов собирался цвет Боннской интеллигенции: музыканты, учёные, художники, поэты. Они музицировали, читали стихи, спорили о литературе, философии, политике. Но все обращались в слух, когда играл Бетховен. Здесь он часто импровизировал, изображая характер кого-либо из знакомых, играл свои новые сочинения. Позже, для любительского музицирования и по заказу большого любителя музыки Г.Томсона Бетховен делает аранжировки народных песен для голоса в сопровождении инструментального трио.
Бетховен Л. Проснись, голубка (нем. песня для голоса, скрипки, виолончели и ф-но) – исп. Шерстнёвы Анастасия и Владислав , Анна (фортепиано), Нина Ивановна (вокал)
Ведущая:
– Но всё-таки музыкальным центром Европы XIX века была Вена. Музыка звучала в аристократических салонах и домах простых горожан, на улицах и площадях, в ресторанах и кабачках. Повсюду исполнялись серенады, дивертисменты, песни и танцы разных народов, а во дворцах устраивались пышные музыкальные академии. Собрания людей, близких по духу и взглядам на жизнь, стали нормой венского общества.
Лиза:
– Некоторые из них даже получили своё название! «Шубертиады» – так назывались встречи друзей и поклонников таланта Ф. Шуберта. Они были шумными, весёлыми и непринуждёнными. Молодые люди пели, играли на музыкальных инструментах, читали стихи, обсуждали новинки литературы и живописи, события в политике. Всякий пришедший вносил свою лепту. «Канн ер вас? – спрашивал Шуберт, – что он умеет?» Поэтому встречи назывались «каневасами», а иногда, из-за скромного угощения, просто «колбасными балами».
Анна:
– В центре внимания всё же была музыка Ф.Шуберта. Друзья поддерживали молодого композитора, с восторгом принимали его новые сочинения. По вечерам все собирались в гостиной, Франц садился за рояль, и начинались танцы.
Шуберт Ф. Полонез op.61, №1 (ф-но 4 руки) – исп. Солдатовы Анна и Лиза.
(Танцуют учащиеся хореографического отделения)
(После исполнения все уходят со сцены)
(На сцену выходят Кириченко Ксения и Ольга Анатольевна, Усачёвы Анна и Людмила Николаевна)
Ведущая:
– Своеобразным культурным центром Варшавы была квартира Николая Шопена, отца великого польского композитора. Глава семьи владел скрипкой и флейтой, а его жена Юстина Шопен хорошо играла на рояле и пела. Еженедельные музыкальные «четверги» семьи Шопенов посещали известные учёные, литераторы, художники, артисты, музыканты.
Ксения:
– И сам Фридерик Шопен, с целью изучения музыкальной литературы играл в четыре руки со своими товарищами – Бялоблоцким, Войцеховским, сестрой Людовикой и с товарищами по Высшей музыкальной школе.
Ольга Анатольевна:
– А позже в Париже Шопен часто выступал в совместных концертах с известными музыкантами. Так в 1835 году он организовал концерт в пользу польских эмигрантов, где играл с Ф.Листом его блестящий «Вальс в 4 руки» и дуэт Гиллера для двух фортепиано.
Ксения:
– Да, Шопен любил играть для друзей и единомышленников. Но не было такой силы, которая заставила бы его сесть за инструмент в кругу не понравившихся ему людей. Один из таких вечеров описал Берлиоз: «Когда хозяин стал настаивать ещё упорнее, прибегнув, в конце концов, к тону почти что оскорбительному, дав понять, что за ужин, которым он угощал композитора, надо как-то расплатиться, маэстро закончил диалог слабым, прерывающимся от кашля голосом: «Ах, мой сударь… ведь я…так мало ел…».
Ольга Анатольевна:
– А мне запомнились трогательные слова, сказанные Констанцией Гладковской Фридерику Шопену перед отъездом из Польши: «На чужбине сумеют тебя лучше оценить и наградить, но любить тебя больше, чем мы, наверное, не смогут». Посмею возразить ей! В нашей семье очень любят музыку Шопена. Мы не только слушаем, но и исполняем её.
Шопен Ф. Желание (для голоса и ф-но) – исп. Кириченко Ольга Анатольевна и Ксения
Ведущая:
– Да, это было время прекрасных музыкантов и истинных любителей музыки. В вечерах музицирования нередко участвовали и дети. Возможно, поэтому в XIX веке появляются первые сборники детских пьес.
Людмила Николаевна:
– Пожалуй, самым известным стал «Альбом для юношества» Р.Шумана. Создавая детскую музыку, Шуман придавал большое значение музыкальному воспитанию детей. Отдельным приложением к альбому стали его «Жизненные правила для юных музыкантов».
Анна:
– А мне показалось забавным воспоминание дочери Р.Шумана Марии: «Мать давала нам уроки фортепиано, а каждое воскресенье мы играли отцу. По окончании он подходил к своему столу, выдвигал ящик, где хранились деньги, и каждому из нас выдавал по паре пфеннигов. Это в его уроке нам нравилось больше всего».
Ведущая:
– Дорогая Анна, у тебя есть возможность заработать два пфеннига исполнением пьесы Р.Шумана! (все смеются)
Шуман Р. Листок из альбома (ф-но 4 руки) – исп. Усачёвы Анна и Людмила Николаевна (после исполнения уходят со сцены)
Ведущая:
– Что же внёс XX век в традиции домашнего музицирования? Об этом мы поговорим с семьями Травкиных Ольги Александровны, Маши и Слесаревых Марии Евгеньевны и Саши.
(участники выходят на сцену)
Ведущая:
– В послереволюционной России традиции домашнего музицирования были почти полностью утрачены. На смену им пришли задачи музыкального просвещения масс, поставленные на уровень государственной политики: шефская работа по культурному обслуживанию рабочих, крестьян, армии и флота; организация университетов культуры для взрослых; работа по музыкальному просветительству среди детей и юношества; художественная самодеятельность. Однако многие интеллигентные семьи сохранили музыкальную атмосферу своих домов. Об этом пишут биографы прославленных советских композиторов С.С.Прокофьева и Д.Д. Шостаковича.
Мария Евгеньевна:
– Действительно, музыка была желанной гостьей в семье Шостаковичей. Этому способствовала пианистка-мать и большой любитель музыки – отец. В доме устраивались музыкальные вечера с участием друзей и знакомых. Дмитрий Болеславович, отец композитора, любил петь цыганские песни, играл на рояле. Звучала здесь и серьёзная музыка: оперу Чайковского «Евгений Онегин» маленький Митя услышал сначала дома на музыкальных вечерах, а уже потом – в Мариинском театре.
Саша:
– А по соседству с Шостаковичами жил инженер, игравший на виолончели. В его квартире устраивались вечера камерной музыки, где исполнялись квартеты и трио Й.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, А.П.Бородина, П.И.Чайковского.
Ведущая:
– Саша, у вас музыкальная семья. Музицируете ли вы дома?
Саша:
– Да, мы с мамой часто играем в четыре руки, и подготовили к концерту вальс Д.Шостаковича.
Шостакович Д. Вальс (ф-но 4 руки) – исп. Слесаревы Саша и Мария Евгеньевна.
Ведущая:
– Интересно, как музицировали в семье Прокофьевых?
Ольга Александровна:
– Достоин подражания пример матери Сергея Прокофьева, женщины незаурядной. Смыслом её существования было стремление к духовным ценностям жизни. Мария Григорьевна занималась благотворительной деятельностью: преподавала в сельской школе, лечила крестьян. Будучи неплохой пианисткой, стала первым педагогом своего сына. Она понимала, что любовь к музыке можно привить лишь тогда, когда занятия интересны. Поэтому минимум времени уделяла упражнениям и, как можно больше – знакомству с музыкальной литературой.
Маша:
– Результатом таких занятий стали музыкальные сочинения маленького Серёжи. Интересен эпизод, связанный с постановкой его первой оперы «Великан» в имении дяди: «Молодёжь дома Раевских во главе с автором оперы перетряхнула все кладовые в поисках костюмов и реквизита. Распределены роли, выучены (не слишком твёрдо) партии… Исполнение первого акта растроганные родители встретили восторженно, а дядя сказал: «Ну, Серёжа, когда тебя будут давать на императорской сцене, помни, что в первый раз твоя опера была поставлена в моём доме!» Прокофьев вспомнил об этом спустя двадцать лет, когда в фойе Чикагской оперы увидел с рекламного щита гигантские золотисто-рыжие пятна «С.С.Прокофьев «Любовь к трём апельсинам». Марш из этой оперы мы исполним с мамой.
Прокофьев С. Гавот из классической симфонии для ф-но в 4 руки – исп. Травкины Маша и Ольга Александровна
Ведущая:
– В последнее время на прилавках музыкальных магазинов появилось много новых сборников с давно забытым названием «Домашнее музицирование». В них мы находим пьесы на любой вкус – от классики до джаза. С некоторыми из них нас познакомят Сотниченко Катя и Виктория Леонидовна, Дьяковы Даша и Иван.
(участники выходят на сцену)
Даша:
– Кто не помнит мелодии Г.Миллера из кинофильма «Серенада солнечной долины»? Они полюбились многим людям, даже не подозревающим, что они насвистывают или напевают темы самого знаменитого в тридцатые годы танцевального биг-бенда.
Иван:
– Нашим родителям очень понравился наш дуэт и музыка, которую мы исполняем.
Уоррен Г. «Я знаю почему» из к/ф "Серенада Солнечной долины"– исп. Дьяковы Дарья (фортепиано) и Иван (саксофон)
Виктория Леонидовна:
– Нам с Катей понравились обработки популярных мелодий современными композиторами.
Катя:
– Их можно исполнить и на концерте в музыкальной школе, и дома на семейном торжестве, и на дружеской вечеринке, когда можно оставить все заботы, повеселиться и развлечься вместе с хорошей музыкой.
Виктория Леонидовна:
– Действительно, музыка помогает поддержать непринуждённую радостную атмосферу. Исполнение в ансамбле знакомых и любимых мелодий доставляет удовольствие взрослым и детям, исполнителям и слушателям.
Попов И Фантазия на еврейские темы – исп. Сотниченко Катя и Виктория Леонидовна.
Ведущая:
– Дорогие друзья, наш концерт подошёл к концу. Надеемся, что тема «Традиции домашнего музицирования» была интересна и поучительна для всех нас. Она заставила по-новому взглянуть на проблему формирования духовно-нравственных устоев семьи; понять, что музыка пробуждает в нас чувства доброты, сочувствия и сопереживания, любви к красоте окружающего мира. Пусть такое совместное музицирование создаст атмосферу внутренней духовной гармонии в наших семьях, станет примером творческого общения и досуга!
(конец)
Приложение:
Картины к концерту
"Вечер семейного ансамбля"
Муза с кифарой
Э.Розенталь.
И.С.Бах с семьёй
Я.М.Моленар.
Дама за клавесином
Н.Делла Короче.
Мария Анна, Вольфганг Амадей и Леопольд Моцарты на семейном концерте.
Делафосс.
Л.Моцарт с детьми
Леслер А. Музыкальное
трио
Усадебное музицированиe в России XVII в.
Неизв.худ. Семейный портрет
Неизв.худ.Ребёнок
со скрипкой
Й. Данхаузер.
Вечер у Ф.Листа
Г.Папариц
(гравюра на дереве) XIX век Лист в гостях у Вагнера
Ф.Шопен у князя А.Радзивилла
Неизв. художник.
О.Ченгери
А.Шурыгин.
Урок музыки
Н.Кошелев.
Урок музыки
Уинстлер.
У
фортепиано
О.Ренуар. Две девушки у фортепиано
О.Ренуар.Портрет
дочерей К.Мендеса
О.Ренуар.
Урок игры на гитаре
З.Серебрякова.
Девочки у рояля